Первые театральные представления в Москве. Как зарождался русский театр?

Реклама
Профессионал

Первые публичные театральные представления в Москве происходили при Петре I в «Комедийной храмине», на Красной площади и в Немецкой слободе в доме генерала Франца Лефорта. «Комедийная храмина» была построена возле Никольской башни Кремля в 1702—1703 годах. Это было большое здание, вмещавшее около 500 человек.

Обе эти храмины имели «театрум и хоры». На случай пожара в храмине стояли два ушата воды. Подъячий посольского приказа должен был наблюдать, чтобы не было курения. Места в театре были четырех разрядов: первые стоили гривну, вторые два алтына, третьи пять копеек и последние алтын.

Лучшими пьесами того времени были «Эсфирь и Агагсфер», «Рождество Христово», «Кающийся грешник». Первая из этих пьес впоследствии по велению Елизаветы Петровны игралась великим постом на придворном театре. Первым управляющим театральным делом был боярин Матвеев.

Реклама

Антрепренером был Иоганн Куншт, который в 1704 году бежал из Москвы, ничего не заплатив своим актерам. После Куншта театр на Красной площади перешел в руки Отто Фюрста, у которого русские представления давались по воскресениям и вторникам, а немцы играли по понедельникам и четвергам. Новому антрепренеру было отдано несколько русских учеников. Но ученики-комедианты не очень-то утруждали себя занятиями. Они гуляли по городу со шпагами, пили, задирали торговцев, чтобы что-то с них взять. За это боярин Головин, начальник Посольского и Ямского приказов, приказал нескольких учеников высечь батогами.

В 1707 году драматические представления часто происходили при дворе цариц Прасковьи Федоровны и великой княжны Натальи Алексеевны. В селе Измайлове дочь царя Иоанна Алексеевича сама распоряжалась представлениями. В этом придворном театре в антрактах появлялись дураки, дуры, шуты с шутихами, которые забавляли зрителей пляскою под звуки рожка.

Реклама

После Петра I, при Екатерине и в последующее царствование, в Москве публичных представлений не было. Со вступлением на престол Анны Иоанновны простота прежних времен сменилась великолепием и пышностью. К коронации Анны Иоанновны польский король Август II отправил в Москву отборнейшие таланты своей дрезденской оперы. Из их числа особенно выделялась актриса Казанова, мать известного авантюриста Жака Казанова, и комик-певец Педрилло, впоследствии шут государыни.

С вошествием на престол в 1741 году императрицы Елизаветы Петровны началась новая блистательная эпоха процветания драматического искусства в России, и в ее же царствование было положено начало отечественному театру

. Ко дню коронования императрицы в Москве специально был построен новый театр на берегу Яузы; театр был обширен и прекрасно убран. В день коронации был дан первый великолепный спектакль на итальянском языке, большая аллегорическая интермедия, смысла которой не нужно было пояснять, так как он был виден из названия пьесы («Опечаленная и вновь утешенная Россия»). Затем был балет «Радость народа, появление Астреи на российском горизонте и о восстановлении златого века». Балет, по словам современников, был великолепен и приводил в неимоверный восторг публику.

В 1756 году в Москве был построен публичный театр. Находился он у Красного пруда (ныне район Ярославского вокзала). С 1757 года здесь выступала итальянская труппа с антрепренером Джиовани-Батисто Локателли (первый антрепренер оперы и балета в России). Театр находился под управлением директора университета Михаила Матвееча Хераскова, писавшего для него пьесы вместе с Сумароковым. В числе актеров здесь были известные впоследствии литераторы, тогда еще университетские студенты:

Реклама
Я. П. Булгаков, Д. И. Фонвизин. Для поощрения талантов государыня повелела награждать шпагами тех, которые окажутся хорошими актерами. В этом же театре появилась первая русская актриса Авдотья Михайлова.

Московский публичный театр долго не продержался, так как не имел постоянной труппы, актеры-студенты заканчивали учебу и уезжали. Театр постепенно сиротел и оскудевал. В 1761 году он практически был разрушен; многие его артисты перешли в Петербург в придворный театр. Затем представления шли в доме графа С. И. Воронцова на Знаменке.

Известно, что почти все театры в Москве погибли от пожаров. Так и театр, который в 1776 году арендовали князь Урусов и Михаил Егорович Медокс (родился в Англии, в 1766 году приехал в Россию) на Знаменке, сгорел во время представления трагедии «Дмитрий Самозванец». Пожар этот стоил жизни известному в то время актеру Калиграфу: на нем он простудился и вскоре умер.

Реклама

После этого Медокс принялся за строительство большого каменного театра. Место для нового помещения Медокс купил у князя Лобанова-Ростовского на Петровской улице (оттого большой московский театр и стал называться Петровским). Построен он был за пять месяцев и открыт в 1780 году.

Отстроенное здание было очень удобно для спектаклей и маскарадов, которые посещало тогда все высшее общество. После открытия Петровского театра дела у Медокса пошли хорошо — русская труппа у него была блистательна и очень любима москвичами. Однако вскоре дела Медокса приняли дурной оборот — многие актеры покинули его, сборы были плохими, появились большие долги. Несмотря на затруднительное положение, Медокс не переставал давать спектакли. Долги росли, и Медокс был вынужден продать свое имение. Императрица Мария Федоровна обеспечила его горькую судьбу, дав ему единовременно 10000 рублей и положив пенсию ежегодно в 3000 рублей.

В 1805 году зимой Петровский театр сгорел от неосторожности гардеробмейстера. Собирались играть «Русалку», пожар произошел до начала спектакля. Народ только начинал съезжаться, поэтому никто не пострадал. После пожара театральные представления в Москве не прекращались.

Реклама