Луиза Августа родилась в семье ландграфа Гессенского Людвига IX 30 января 1757 года. Гессенское графство, как и большинство германских монархий, было небольшим. Естественно, что особым достатком графский двор похвастаться не мог. В семье ландграфа подрастали пять дочерей, для которых предстояло найти достойные партии и подготовить хоть какое-то приданое. Поэтому забот у Людвига IX и его жены Каролины хватало.
Можно представить, с какой нескрываемой радостью было воспринято ландграфиней и её тремя дочерьми приглашение приехать в 1773 году в Петербург на «смотрины». Появилась реальная возможность выдать одну из дочерей за наследника российского престола, причем, избежав забот о приданом.
Петербургский двор потряс юных немецких принцесс и их мать великолепием и богатством. А главное, их встретили не как возможных бедных родственников, а с истинно русским радушием и гостеприимством. Уже при пересечении границы России гостьи получили солидные «подъемные», в столице их приодели и снабдили драгоценностями. Императрица расщедрилась, вручив им по ордену Святой Екатерины, что возводило принцесс и их мать в ранг кавалерственных дам России.
Екатерина II внимательно присматривалась к немецким принцессам Амалии, Вильгельмине и Луизе. Вскоре она высказала свое мнение приближенным: «Старшая очень кроткая; младшая, кажется, очень умная; в средней все нами желаемые качества». Выбор был сделан, невестой наследника престола стала Вильгельмина, после принятия православия получившая имя Натальи Алексеевны. Впереди её ждала жизнь при одном из самых блестящих европейских дворов с сумасбродным супругом и ранняя смерть в 22 года.
Остальные гостьи тоже не остались в накладе. Ландграфиня получила 20 тысяч рублей на дорожные издержки и 100 тысяч в качестве подарка. Каждой из принцесс императрица презентовала по 50 тысяч, что сразу же решило проблему их приданого, сделав завидными невестами.
Прошло немного времени, и Луизе Августе подыскали жениха, восемнадцатилетнего герцога Карла Августа Саксен-Веймар-Эйзенахского, которому мать только что передала управление государством. Герцог был красив, строен, силен, храбр и грезил военными подвигами, которых впоследствии на его жизненном пути будет немало. Кстати, мать герцога, Анна Амалия, была двоюродной сестрой свергнутого в малолетстве русского императора Ивана VI.
3 октября 1775 года сыграли свадьбу, и Луиза Августа стала герцогиней. Веймарский двор славился изысканностью, богемной обстановкой и покровительством искусствам. Во многом это произошло благодаря стараниям матери Карла, герцогини Анны Амалии, с которой у Луизы сложились хорошие отношения. Что, согласитесь, для счастливой семейной жизни совсем не мелочь.
Луиза с увлечением продолжила дело, начатое её свекровью. В Веймар, который по праву стал считаться одним из центров духовной жизни Германии, продолжали съезжаться поэты, художники, музыканты, философы, получавшие радушный прием и благоприятные возможности для творчества. Герцогиня и сама увлеклась искусством, пробовала свои силы в литературе, рисовала, сочиняла музыку.
Молодая герцогиня оказалась хорошей женой, рачительной и гостеприимной хозяйкой, которой супруг вполне мог доверить управление своим маленьким государством. Карл не преминул этим воспользоваться. В 1787 году он поступил на военную службу в Пруссию, участвовал в войнах с Францией. В 1803 году перешел на русскую службу, где получил чин генерал-лейтенанта и был зачислен в свиту императора Александра I. В этот же период на службу был принят и его старший сын принц Карл Фридрих, назначенный шефом Киевского гренадерского полка. В исторической литературе, в том числе и дореволюционной, существует определенная путаница в описании конкретной службы в России герцога и принца в связи с частичным совпадением их имен. Но в списках русских генералов, участвовавших в войнах с Наполеоном, числятся оба, а какие конкретно должности они занимали — для нас теперь не столь уж и важно.
Известно, что Карл Август в тылах не отсиживался, участвовал в битве при Аустерлице, в сражении под Йеной раненым попал в плен к французам, но на следующий год был отпущен, так как его герцогство Наполеон включил в состав Рейнского союза. Сторонником Франции Карл так и не стал, продолжая то открыто, то тайно участвовать в войнах с Наполеоном. Любопытно, что почти ни одно решающее сражение в Европе не обходилось без его участия: битвы под Асперном и Ваграмом в 1809 г., сражения под Лютценом, Баутценом, Рейхенбахом, у Дрездена и при Кульме в 1813 г., битвы под Бриенном, Лаоном и Фер-Шампенуазом, взятие Парижа в 1814 г.
Бравый герцог стал кавалером престижных орденов многих государств, в том числе и высших орденов России, в которой получил чин генерала от кавалерии и золотую шпагу с алмазами за храбрость. К тому времени он уже давно был родственником Александра I, на сестре которого, великой княжне Марии Павловне, женил своего наследника, принца Карла Фридриха. К чести герцога, многочисленные награды он получал не за родственные связи (успешно были пристроены и другие его дети), а за доблесть на полях сражений.
Но вернемся к герцогине. У неё родилось 7 детей, воспитанию которых Луиза уделяла много времени. К сожалению, не все дети дожили до совершеннолетия. Когда муж уезжал на очередные войны, она умело управляла герцогством, снискав любовь и уважение подданных. В отстаивании интересов своего государства герцогиня проявляла завидную стойкость и даже мужество. В конце 1806 года, после битвы при Йене, когда герцог Карл попал в плен, французская армия захватило герцогство. Несмотря на бесчинства оккупантов, Луиза оказывала всяческую помощь своим подданным, как могла отстаивала их интересы. Чтобы успокоить людей, она не боялась всего с несколькими сопровождающими ходить по городу. В её дворце находили приют многие обездоленные и пострадавшие.
15 октября 1806 года в Веймар вступил Наполеон. Луиза понимала, что ждать милости от Бонапарта, против которого воевали её муж и сын, не приходится. Но унижаться перед императором Франции не стала. Наполеона она встретила с холодным достоинством. Каких либо просьб, касающихся участи мужа или её самой, Наполеон от Луизы не услышал. Герцогиня смело и аргументированно, чего император явно не ожидал от женщины, отстаивала интересы своих подданных. Мужество и внутреннее достоинство женщины буквально обезоружили Наполеона, научившегося за долгие годы военной службы уважать в людях именно такие качества. Привыкший к раболепию монархов из мелких германских государств, Наполеон с удивлением всматривался в лицо женщины, буквально бросившей ему вызов. Ни тени растерянности или страха, только решимость и подобающая моменту вежливость.
Император Франции умел уважать достойного противника. Бесчинства солдат были мгновенно прекращены, и Наполеон даже пообещал отпустить из плена герцога, что вскоре было им выполнено. Луиза Августа буквально спасла герцогство от разорения, чем еще больше упрочила уважение к себе подданных. Немаловажно, что и другие германские монархи стали с этого времени смотреть на Веймар совсем по-другому.
После окончания наполеоновских войн маленькое государство заботами Карла и Луизы продолжало уверенно развиваться, оставаясь признанным центром немецкой культуры. Не без помощи Александра I ему повысили статус, официально признав великим герцогством, и выплатили солидную контрибуцию, которую супруги пустили на нужды страны. Окруженные любовью и уважением подданных, они не боялись преобразований, и даже первыми в Германии ввели в своем великом герцогстве конституцию.
Луиза Августа прожила долгую, трудную, но, как она считала, счастливую жизнь. Она скончалась 14 февраля 1830 года, всего на два года пережив своего супруга. Именно с Луизы и Карла началась тесная связь небольшого немецкого государства с Россией. И сегодня в Веймаре любовно хранят память о своей герцогине, выигравшей битву за своих подданных у самого Наполеона.