Судно выглядело массивным, но ход у него был очень хорошим. Поэтому Джон Уиллис требовал скопировать корпус нового корабля с корпуса «Твида», надеясь что благодаря этому мореходные качества нового клипера будут превосходными. Тем более, что конструктивно корабль находился на высшем уровне тогдашнего парусного кораблестроения. Остов у него был чугунный, обшивка ниже ватерлинии — из специального сплава меди и цинка, который предохранял днище корабля от зарастания ракушками. Выше ватерлинии борта обшивали досками из тика и вяза. Эти древесные породы не гниют в морской воде.
Странное название корабля — тоже придумка Уиллиса. «Cutty Sark» по-шотландски «Короткая рубашка». При чем здесь рубашка? При том, что ее одела на бесовский шабаш одна не слишком старая ведьма. Рубашка была ею любима с детства. С тех пор она, естественно, не подросла вместе с хозяйкой. Так что дама, неистово пляшущая в этой ужасно короткой сорочке представляла зрелище сексуальное для всякого мужчины. Если бы у него хватило смелости или глупости на этот шабаш заявиться. Смелыми и глупыми мужчины становятся, изрядно поддав. Вот историю одного такого пьяницы, Тэма О’Шентера, рассказал в одноименной поэме Роберт Бернс. Благодаря трудам Самуила Маршака, поэма «Тэм О’Шентер» оказалась доступной русскоязычному читателю. Ее нетрудно отыскать в Интернете.
Сюжет поэмы несложен. Пьяница Тэм О’Шентер однажды, надравшись, попал на шабаш ведьм, где и увидел односельчанку, отплясывавшую в такой короткой ночной рубашке, которая уже ничего не скрывала. Как и положено, он не сдержался от громких комментариев. Ведьма погналась за Тэмом, и только верная кобыла спасла жизнь бедняги. Расплатившись, правда, своим хвостом. Прелестная чертовка уже почти догнала несчастного пьяницу, схватилась за лошадиный хвост, который и оторвала. Тэму удалось сбежать. Мораль поэмы простая и доходчивая: пить вредно.
По-видимому, рассказанный сюжет волновал Уиллиса. К тому же хотелось подпустить в называние нового корабля этакой чертовщинки. Ведь всем морякам известно: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». А Уиллису нужна была дикая скачка по волнам. Так что он не прочь был бы назвать свой корабль «Ведьма» или «Юная чертовка». Но надо и честь знать. Кто же пойдет служить на корабль с таким названием? Моряки — народ суеверный. Так что «Короткая рубашка», «Катти Сарк», стала этакой стыдливой заменой бесовского названия. А нос корабля украсила деревянная фигура ведьмы с оторванным лошадиным хвостом в руке.
Оптимист Уиллис не считал, что век парусных судов кончается. Он рассчитывал использовать свой новый корабль для перевозки шерсти из Мельбурна в Лондон и, конечно, для перевозки чая из Китая и Индии. Именно в этих «чайных гонках» он хотел победить, чтобы прославить свой корабль как самый быстрый в мире парусник.
Гонки чайных клиперов проводились с 1859 года. Обычно в конце мая несколько загруженных чаем кораблей одновременно стартовали из Шанхая и шли наперегонки друг с другом до Лондона без захода в порты. Кто придет первым, решало умение капитанов «ловить ветер» и обученность экипажа. И удача тоже. Кроме морального удовлетворения, капитан и владелец за самую первую привезенную в Англию партию чая получали большую премию. Ведь свежий чай покупали охотнее и стоил он дороже.
«Катти Сарк» удача не улыбнулась. В «чайных гонках» она только однажды заняла третье место. А в 1872 году гонки чайных клиперов провели в последний раз. Во-первых, на индийских и китайских линиях пароходы окончательно победили клиперы. А во-вторых, лондонская чаеторговая фирма «Twinnings» начала продавать купированный чай. Такой чай был смесью из разных сортов и в течение всего года обладал постоянным ароматом и вкусом. Запасы же разных сортов чая, необходимых для приготовления смеси, неспешно пополняли в течение всего года. Поэтому дикая гонка клиперов стала не нужной. Отпала и необходимость премировать капитана самого быстрого парусника.
«Катти Сарк» стала перевозить в Англию австралийскую
Но знаменитым этот корабль стал не только благодаря поставленному-таки рекорду скорости. Так сложилось, что к 1954 году этот парусник остался единственным уцелевшим из большого семейства чайных клиперов. В 1895 году Уиллис продал любимый парусник португальской компании. В 1916 году судно потеряло мачты возле мыса Доброй Надежды (который не зря первоначально называли «Мысом Бурь»). В Кейптаунском порту бывший клипер починили, поставили новую парусную оснастку и продолжали использовать для перевозок грузов. В 1922 году капитан Вильфред Доумэн (Wilfred Dowman)
Почитатели советского писателя-фантаста Ивана Ефремова считают, что опубликованная им в 1944 году повесть «Катти Сарк» заставила англичан вспомнить об уже забытом корабле-чемпионе. Начался сбор средств для создания музея «Катти Сарк». В 1954 году корабль поставили в Гринвиче в сухой док и открыли на нем музей. Высоким покровителем музея стал член британской королевской семьи, герцог Эдинбургский. Самый быстрый парусник мира пользовался большой популярностью у туристов.
К сожалению, 21 мая 2007 года рано утром корабль сгорел. Причиной пожара, как оказалось, стал невыключенный пылесос. В течение 2008 года производился сбор средств на восстановление музея. Необходимую сумму собрали и в настоящее время «Катти Сарк» восстанавливают.
Популярный сорт шотландского виски «Cutty Sark» получил свое название по имени знаменитого клипера. И неспроста. Верфь, с которой был спущен на воду корабль, находится всего в десятке миль от фабрики, где производят виски. Так что и судно, и напиток — земляки.