Почему никто в Пекине не должен спать?
Как звали сына татарского царя Тимура?
Почему эта музыка оказалась связана со спортом?
Зачем эту мелодию пытаются спеть все — от рок-музыкантов до поп-певцов?
Почему она же звучит в огромном количестве фильмов в самые кульминационные моменты?
Наконец — какое нам дело до всей этой истории?
Сплошные загадки. Но что интересно: сам сюжет этой истории замешан строго на загадках. Не разгадаешь — смерть тебе.
Эта история протягивается к персидским сказкам. Действие происходит в Китае «в легендарные времена» (это время даже пытаются конкретно вычислить). Есть там и Мандарин, и преданная рабыня Лю, и даже сам свергнутый татарский царь Тимур, и его сын Калаф (он же — Неизвестный Принц), и восемь мудрецов, и тени умерших, и императорские министры Пинг, Понг и Панг, оплакивающие участь Китая.
А все дело в жестокосердной дочери Мандарина — Турандот (в переводе — дочь Турана, а Туран — часть древней Персии). Наверное, эта красавица была не первой и, конечно, не последней мужененавистницей, преисполненной ненависти ко всей сильной половине человечества. Иначе ничем не объяснить такую жестокость: всем претендентам на роль жениха полагалось отгадывать ее загадки. Отгадавшему — руку принцессы (и царство в придачу, вероятно), не отгадавшему — рубят голову.
Сюжет встречается, кажется, и у других народов. Но здесь, сами понимаете, Китай. Да еще действие все в восточных хитросплетениях сюжета, ко всему прочему, пересказанных итальянцем Карло Гоцци.
Но вот приходит день, когда все загадки коварной принцессы разгаданы Неизвестным Принцем. Но вместо того, чтобы насладиться и воспользоваться победой, сей принц сам загадывает принцессе загадку. Очень простую: ей нужно угадать, как его зовут. И условия его не менее жесткие, чем ее: если угадает — пусть казнит, а уж если нет — тогда непременно замуж.
И хоть заставил Неизвестный Принц играть по своим мужским правилам, принцесса духом не пала. Ей, конечно, никак не удавалось угадать. И тогда она потребовала, чтобы угадывали все (как бы сейчас сказали в какой-нибудь игре — взяла помощь зала). Издала Турандот царский указ: никому в Пекине не спать и всю ночь угадывать. А если подданные не угадают — смерть всем. Вот такой декрет выдала принцесса: «Никто не уснет! — Nessun dorma!».
Этот указ ныне знаменит на весь мир. Он числится в хит-парадах синглов Великобритании. Он звучит во множестве фильмов. Его распевают (или пытаются) многие — в комментариях есть видеоролики даже с DEEP PURPLE, тяжелыми металлистами — группой Manowar и… нашим Витасом.
А все дело в музыке. На сказку Гоцци была написана опера Д. Пуччини. И «Nessun dorma!» пошла гулять по свету самостоятельно.
Сначала всем известный канал BBC использовал эту классическую арию в качестве главной музыкальной темы во время Чемпионата мира по футболу 1990 года. Тут же она заняла вторую строку в хит-парадах.
Потом этой же арией открывались Олимпийские игры в Турине 2006 года. (Именно это, последнее в жизни, выступление Лучано Паваротти тоже дано в комментариях. Надо видеть, как взрывается Туринский стадион, и почувствовать, как итальянцы реагируют на прекрасную музыку, на свои таланты и как они ценят свою культуру). И «Никто не уснет!» стало связано со спортом тоже. Да и какой сон перед чемпионатами и Олимпиадами?
Есть в этой музыке еще что-то особенное. Накал и драматизм, лиризм и убедительная сила — все вместе.
Не случайно она звучит во множестве фильмов. Любители кинематографа слышат ее и в старом замечательном фильме «Сестра его дворецкого», и в фильмах «Вкус жизни», «Гнев», «Детективный роман», «Играй, как Бекхэм», «Море внутри» (Оскар), «Остров», «Первая дочь», «Поля смерти» (три Оскара), «Власть луны» (три Оскара), «У зеркала два лица», «Цена страха», «Первая дочь», «Игрушки», «Ганнибал» (тот самый, людоед Лектор)… И в «Иствикских ведьмах» мы слышим ее же, и в фильме «Уроки жизни» М. Скорцезе в тройном фильме «Нью-Йоркская история».
Эту музыку всегда используют в самый драматический момент: драматургическая кульминация сюжета и эмоциональная — героев фильмов.
Кстати, эту теноровую партию пытались исполнять и женщины. Более-менее успешно, надо заметить. Исполняют ее и поп-, и рок-музыканты, каждый может судить сам, посмотрев видеоролики.
А сама древняя сказка кончается вполне благополучно и радостно. Настоящий шикарный хэппи-энд, да еще и поэтический. Принц открыл свое имя жестокосердной, сердце ее растаяло, но не из-за имени, а, видимо, раньше. Тем более что было о том предсказание, и был, конечно, поцелуй — без него тоже никуда в сказках.
Кстати, когда измученные бессонной ночью и страхом казни пекинцы потребовали, чтобы и им сообщили это имя, ответ был удивительно прост: имя Принца — Любовь.
Вот такая история с загадками, которые, в конце концов, разгадываются. Кроме одной: загадка самой музыки остается. Кто там говорит, что классика умерла?