Кофе пили преимущественно в Петербурге, в прибалтийских губерниях и в Царстве Польском, а также на Кавказе и в Закавказье. На Кавказе кофе стал любимым напитком в 8−9 веке. Сюда его принесли завоеватели-арабы. От арабов к кофе пристрастились турки, балканские народы, греки и итальянцы. А после осады Вены турками в 1683 году, благодаря стараниям Юрия-Франца Кульчицкого
, на кофе прочно «подсели» сначала жители Вены, а затем все немцы. Настолько прочно, что под немецким влиянием «кофейниками» стали даже голландцы, хотя именно они одними из первых завезли в Европу из Китая чай. К слову сказать, именно в Германии, в Гамбургском порту, до сих пор находятся самые большие склады кофе в мире. Так что любовь к питью кофе в северо-западных губерниях Российской империи и в Петербурге — немецкая мода. Заметим, впрочем, что Пруссия довольно долго оставалась «чайной» страной.Москва же, в противоположность Петербургу, городу строгому и стройному, отличалась характером эклектичным. Оттого практиковалось здесь и кофе- и чаепитие. Хотя больше все же москвичи тяготели к чаю, напитку, как считалось,
С напитком этим в России познакомились почти в то же время, что и в Европе, в 1638 году. Вот только к русскому и к европейскому столу чай попадал разными путями. Если в Европу его доставляли по морю из южных портов Китая, то в Россию чай везли верблюжьими караванами по суше, через монгольский город Кяхту и через Сибирь. Считалось, что чай, перевозимый по морю, впитывает влагу, и это ухудшает его качество. Потому русский чай ценился выше европейского.
Разница в названии бодрящего напитка в России и в Европе — тоже следствие вывоза чая из разных районов Китая. На юге сушеные чайные листья называли «те», а в северных провинциях «ча». Потому в России пьют «чай», во Франции — «тэ», а в Англии — «ти»
В 17-м веке у чая, казалось, почти не было шансов стать русским народным напитком. Православная церковь с подозрением смотрела на травку, ввозимую из «паганого» (то есть, поклоняющегося идолам) Китая. Следует, заметить, что староверы до сих пор чай не употребляют. То ли по-прежнему опасаясь даров язычников, то ли считая его напитком черезмерно возбуждающим.
Но уже в 18-м столетии Петр I начал внедрять чай в «народные массы», как привык, государевым указом. В солдатский рацион были введены возбуждающие напитки: два стакана крепкого чая либо приравненный к нему стакан водки. Петровская традиция держалась до 19-го века. Только в 1877 году чай сделали обязательным напитком в рационе русской армии. Спиртное же выдавали солдатам до 1886 года. После чего в мирное время водку солдатам выдавать перестали совсем.
Благодаря петровскому волюнтаризму, чай на Руси стали пить не только солдаты, но и дворяне. В «Евгении Онегине» чаепитие на именинах Татьяны — важный ритуал, предшествующий ритуалу еще более важному, танцам.
Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдички взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Церковь тоже смирилась с чаем. При ближайшем распробовании он оказался напитком не только вкусным, но и полезным. В России, так же, как и в Европе, а еще раньше — в Китае, чай взял на себя функцию безвредного возбуждающего напитка. Кстати, статистики отметили: в тех губерниях, где росло потребление чая, уменьшалось пьянство.
Как уже говорилось, в Европе главный кофейный рынок находился в Гамбурге. В России же центром продажи чая был Нижний Новгород. Ежегодная торговля на Макарьевской ярмарке начиналась с распродажи чая, привезенного из Китая. Хотя цены на чай в первой половине 19-го века упали, но и объем потребления его возрос. Торговля китайским чаем была делом очень выгодным. Так, семейство чаеторговцев Боткиных стало одной из богатейших купеческих фамилий. Исключительно из-за богатого приданного на одной из девиц Боткиных, не слишком видной Марии Петровне, в 1857 году женился
Хотя прибаутка о том, что чай — не водка, много не выпьешь, пришла в русский язык из Сибири, но вся территория России от Урала до Тихого океана была практически «чайной» страной. Именно отсюда явился в русский быт зверский чайный напиток чифирь.
Любой почитатель чая скажет, что заварочный чайник подогревать нельзя, напиток станет горчить. Чифирь, наоборот, готовят, чтобы был погорше. Для этого вываривают не менее 2−3 ложек чайной заварки в небольшом количестве воды. При подогреве безобидный чайный лист выделяет в кипяток алкалоиды (от них-то горечь) и кофеин. Получившийся дикий отвар оказывает возбуждающее и немного наркотическое воздействие. Из-за этого он в почете в тюрьмах и в лагерях, где водку или наркотики достать гораздо сложнее, чем обычный черный чай. А еще там, где нужно пришпорить себя и отогнать сон. В мои студенческие годы те, кто любил готовиться к экзаменам по ночам, поддерживали бодрость именно таким напиточком.