Как купить книгу через Интернет и не пожалеть об этом?

Реклама
Грандмастер

Зашел в книжный магазин и обомлел… Поразительное насыщение царит на книжных полках, как впрочем, и в других книжных магазинах и магазинчиках. С одной стороны, это должно радовать, люди стали больше читать (позвольте, для кого же столько книг?). С другой стороны, с чтением в стране большие проблемы. Сам выпустил более двух десятков книг, поэтому знаю предмет не понаслышке.

Книжный бизнес, как и любой другой, крутится вокруг Госпожи Выгоды.

Дистанционная торговля книгами на сегодняшний день на пике популярности, относительно еще недавнего времени (2004−2006 года), когда отмечался «бум» создания книжных интернет-магазинов. Основные игроки хорошо усвоили правила игры в книжном бизнесе и предлагают, кроме широчайшего выбора изданий, доставку курьером, скидки оптовикам, накопительную систему частным лицам, подарочное оформление, периодику, канцтовары и даже детские игрушки. Поэтому для многих интернет-магазин, прежде всего, удобен, оперативен, необходим.

Реклама

Интернет-книготорговля — взгляд читателя

Я несколько раз наступал на те же «грабли», покупая ненужную, некачественную литературу, пустоцвет. Масс-культура в большой степени формируется СМИ, в частности, телевизором и Интернетом, а то, что там предлагается… надо смотреть через лупу. Наличие доступного интернета, а также массы книг сомнительного содержания, которой потчуется народ, несмотря на то, что все это рекламируется и об этом «говорят», вовсе не обязательно должно нравиться и удовлетворять. Я, например, не в восторге; на мой взгляд, пора вспомнить поговорку «лучше меньше, да лучше».

Представьте, вам, как потенциальному покупателю, зашедшему «на огонек» сайта, предлагается малоизвестная книга, с минимальной аннотацией, небольшим по формату изображением обложки (или вовсе без таковой), но с броским названием. Читатель не может знать содержание книги, а интернет-магазин на подобные вопросы ответов не дает. Предлагается или купить, или пойти погулять дальше. Что же делать?

Реклама

Итак, вы зарегистрировались и сделали заказ на сайте интернет-магазина. Через какое-то время (обычно 3−10 дней — в зависимости от наличия книг у издателя, других книжных магазинов, удаленности и даже выходных дней) вам поступит сообщение, что книгу можно получить. Вы, в свою очередь, можете приехать за ней или получить через курьера. Время, затрачиваемое на комплектацию заказа, объясняется отсутствием собственных складов интернет-магазина. Часто это просто вывеска, офис, реже (у крупных) торговая площадь или сеть таковых и небольшой штат сотрудников, деловито позиционирующих себя как «менеджер по продажам» или «начальник отдела продаж». Такие отделы нередко состоят из одного только начальника. Некоторые интернет-магазины прекрасно работают «под крышей» самих издательств, как дочерние структуры.

Реклама

Интернет-магазин практически свободен от всех рисков, связанных с нереализованной продукцией; он посредник, специализирующийся на информационных услугах и их продаже.

Наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда заказ, уже принятый к производству, не может быть выполнен. Вам звонят или приходит электронное письмо примерно такого содержания: «У поставщика книг возникли непреодолимые трудности, мы сообщим вам дополнительно, когда товар появится в продаже». Если перевести на язык обывателя, получается, что на складе издательства или у поставщика в цепи посредников закончился запас запрашиваемых книг. Еще одна «фишка», позволяющая демократично работать с покупателями — форма заказа «временно отсутствующих книг». Бывает, на сайте представлена книга, рядом надпись «временно нет в продаже», без указания цены, предполагающая, что вы можете оставить на нее заказ, и впоследствии, когда она появится, вам сообщат. Неприятность здесь в том, что «когда она появится», вам могут продать книгу с худшим внутренним (и внешним) содержанием, чем вы ожидали, я уже не говорю о цене…

Реклама

Многие из нас понимают: покупать надо те книги, которые легко «пощупать», изучить в магазине, оценив оглавление, содержание, предметный указатель, библиографический список и другие параметры. Или, как вариант, покупать произведения того автора, которого уже «проверили на вшивость» (рекомендуют знакомые). Но что такое понимание у русского человека, когда мы «как рыба в воде» в области чувств и интуиции? За примерами далеко ходить не надо. Недавно выпущена интереснейшая книга воспоминаний Б. Савинкова «Во Франции во время войны. Сентябрь 1914 — июнь 1915. — Государственная публичная историческая библиотека России, 2008 г. — 400 с. — ISBN 5−85209−200−2, 978−5-85209−200−7»; это одиозная фигура и талантливейший журналист. Как заинтригованному названием читателю узнать, что внутри? Поверить по выходным данным и применить интуицию?

Реклама

Потрогать книгу в момент заказа через интернет-магазин в деревенских условиях вообще невозможно, ведь она придет только по почте. В городе, убедившись в том, что заказанный товар «не совсем то, что вам нужно», можно отказаться от покупки. Но это уже вопрос, скорее, частный, да и время, затраченное на пустую поездку с неизменными пробками, мне лично жалко.

Старайтесь перед покупкой узнать об интересующей книге заранее как можно больше. И бойтесь еще одних «граблей». Книга с одним и тем же названием может быть издана разными издательствами (парадокс) — то, что пишут в выходных данных и рекламируют на сайте интернет-магазина, и иметь, соответственно, не только разные обложки, но и разные цены. Очень много продается под этим «соусом» классической литературы (да и других жанров довольно). К примеру, книгу М. Монтеня «Опыты» можно купить в разных вариантах в одном и том же интернет-магазине. Отличие друг от друга обложкой, ценой и поразительно несоответствующим внутренним содержанием. Как правило, современные издания данной книги выходят с сокращенным материалом, где не указаны в постраничных сносках оригинальные высказывания автора на своем языке (дается только перевод). Такое издание совершенно бесполезно для эстета, профессионала-лингвиста или коллекционера цитат великих людей.

Реклама

Качество или количество?

По сути, читателю все равно, как называется издательство, лишь бы материал в книге был познавательный и полезный. А вот здесь и начинаются проблемы, относящиеся к квалитологии (измерению качества). Заботясь о внешней стороне дела, о «сиюминутном» заработке, о «перфомансе», к сожалению, читателю навязывают ненужные ему книги, а мы сделать ничего не можем. Единственным цензором является редакционный совет издательства. Директора издательств сетуют: ситуация со сбытом примерно равна у всех сопоставимых по размеру книжников — средней степени плачевности. При этом на вопрос «Как сделать успешную книгу?» до сих пор отвечают, что основное внимание — эффективному продвижению.

Реклама

С другой стороны, если чересчур увлечься маркетингом, можно не заметить скрытые потребности читателя, не укладывающиеся в итоги массовых (а значит, усредненных) опросов и исследования интересов читательской аудитории. Издатель (как ни странно) недостаточно задумывается о квалитологии своей продукции. Популярна экономическая модель поведения, когда издатель, прежде всего, думает: продастся книга или нет (от этого устанавливает тираж, выплачивает роялти и гонорары автору, а львиную долю тратит на производство).

В этой ситуации ответственность автора перед теми, кому он дает знания, консультирует, учит, неимоверно возрастает. Эта моральная ответственность лежит на совести каждого моего собрата по перу. Проблема соответствия качества в познавательном материале напрямую связана с аттестацией, авторитетом автора и его творческими перспективами. Но пока ликбез читателя — «дело рук самого читателя», ему предстоит идти по минному полю, заложенному тут и там издателями и интернет-магазинами, одному. Я все же полагал бы предложить миноискатель.

Реклама