Что общего между женщиной, кошкой и птицей? (Картины Т. Горшуновой)

Реклама
Грандмастер

…В картинах Татьяны Горшуновой стоит тишина. В них нет звука и нет движения, но есть цвет, запах и осязание. И нет сюжета. Все замерли…
Это нежный мир. С ним надобно обращаться с величайшей осторожностью, чтобы неосторожным прикосновением не нарушить его хрупкое равновесие.
Это спящий мир. Здесь всегда царят ранние сумерки, время смутных томлений и неопределенной мечты.
Это мир одиночества и напряженного, но достойного ожидания. Мир иллюзий. Мир светлых фантазий. Ее героиня устроила свой быт, но в нем чего-то (кого-то?) не хватает. Даже коты на картинах — ждущие. Тепло очага для нее очень важно. А женщина — в роли берегини… но как недостаточная часть этого мира. Не случайно на одной из картин у составляющих пару мужчины и женщины по одному глазу. То есть они неполноценны поодиночке — только вместе.

Реклама

Стиль письма Горшуновой далек от привычного реализма. Но в нем есть «скрытые цитаты» из Модильяни, Шагала, Пикассо — и те, кто смог их распознать и откликнуться, никогда не выкрикнет жлобское «подумаешь, я тоже так могу».
Такие лозунги — удел узколобых «борцов за стандарт». А тут нет стандарта. Кажущаяся простота и небрежность обманчивы — тут все выверено, все точно, уравновешено. Ее картины — не для того, чтобы зритель ознакомился: «а вот такая бывает кошка, а вот такая птичка», они несут другую нагрузку — передать глубокое раздумье о жизни. Натурализм тут неуместен, это теплый и нежный мир.
Это похоже на сон, в котором одинокой женщине снится, что она независима, как кошка, которой снится, что она — птица…

Реклама

1. Мир вещей

Эти предметы живут. Они взаимодействуют, как многоголосная фуга. Женщина — птичка на ветке. Мир в окне — и тишина уютного дома, груши, цветы в горшках, кошки и птицы…
Набор предметов ограничен и повторяется: это груши-яблоки, утюг или чайник, вместилище (ваза, корзинка), сухие цветы или суккулент в горшке, музыкальные инструменты и лампа. Керосиновая лампа, старинный чугунный утюг, кособокий шершавый чайник — признаки не купленного, а вылепленного годами и добрыми руками Уюта и Дома, символы семейного очага, гармонии в доме, в семье, стремления женщины создать и сохранить стабильность мира вокруг себя и своих любимых людей.
Эти предметы ностальгичны, но в них нет ничего «винтажного», открыточного. Они написаны «непричесанно», отрывисто и угловато, но этим-то они и создают уют. Картины

Реклама
Горшуновой написаны так, чтоб радовался глаз и отдыхала душа, нырнув в мир спокойствия и воздушной свободы…

Большое место в ее интерьерах занимает окно. Окно — это то, что отделяет наш маленький внутренний мир от большого внешнего. Окно привносит чувство защищенности, тепла ВНУТРИ, когда снаружи может быть холодно. Окно с кошкой и цветочными горшками на подоконнике — просто классический знак уюта, который некогда был отвергаем, но все равно остался важным и неизменным…

2. Благослови людей и зверей

Из живых персонажей в мире Горшуновой чаще всего встречаются уютные женщины модильяниевского типа, кошки и птицы. Они (и те, и другие, и третьи) сидят в статичных позах, чуть наклонив голову.

Реклама
Их сила — в их слабости. Это самая правильная женская сила: сила воды, принимающей форму сосуда, она обволакивает, но может захватить и унести.
Груши тоже исключительно женственные, с продолговатой узкой частью. Птицы — беззащитные, вытянутые и изящные. И тоже задумчивые…

2.1. Коты и кошки

Котов (а на самом деле кошек) на картинах много, и они разные.
Вот кошка вроде спит, но один глаз открыт — значит она не спит, а чутко наблюдает, неспроста она помещена в контекст утилитарного натюрморта с керосиновой лампой, другая же смотрит в оба глаза, но взгляд абсолютно мечтательно-наивный, и поэтому рядом с ней — совершенно декоративный цветочный горшок с ракушкой. Две ипостаси женщины в современном мире…

Реклама

А вот черный, яркий и сильный экземпляр — точно кот. И взгляд у него не отрешенно-созерцательный, а напротив — сосредоточенный, чисто мужской. Определенно, он следит за присевшей на окно птичкой или прикидывает, как добыть сметану с буфета. Добытчик…
Иногда кошка и женщина ведут им одним понятный диалог, но чаще и те и другие совершенно погружены в себя…

2.2. Птицы

Птиц тоже много, при том, что птица — не самая типичная вещь в интерьерах. В картинах Горшуновой птица символизирует двойственность личности. Птица — это с одной стороны существо, способное летать и жить беззаботно («птичка Божия»), но с другой стороны это почти всегда заботливый родитель («Как курица с яйцом»).

Реклама

Может быть, птицы даже в чем-то противопоставлены кошкам: вот строгая кошка, а рядом вытянувшая шею птица — даже не в клетке, а скорее в колбе, кошка смотрит вниз, а птица, конечно же, вверх… А вот тут птица и вовсе уселась на кошкин ус, и она настолько легка, что ус даже не согнулся! И кошка на фоне стены дома, а птица — на фоне синего, синего неба! И женщина в окружении птиц, сама летящая и с перышком на шляпке — она из их стаи…

2.3. Дамы и берегини

Хозяйка всего этого — задумчивая женщина, сидящая у окна. Есть в ней и некоторое одиночество, и «светлая печаль», и нерастраченная мечта о прекрасном принце…
Женская (именно женская!) живопись Горшуновой рисует нам во всех красках внутренний мир женщины как мир, полный красоты, доброты, гармонии. Не случайно названия некоторых работ

Реклама
Горшуновой включают слово «берегиня» — хранительница дома и очага, дохристианских времен домашнее божество.
Теплая, золотистая женщина держит в руке нитку с бантиком — для игры с кошкой, но она неподвижна, да и кошка не обращает внимания на игрушку, она смотрит далеко за спины зрителей. Светлая грусть одинокой женщины с кошкой. Хотя, если у нее есть кошка, то она не так одинока…
Алая фигура держит в руке не то лютню, не то домру — но не играет, занесенная рука так и застыла, а рядом лежат еще скрипка и что-то вроде флейты: похоже, дева так и не решила, на чем бы поиграть… Налила себе молока («Red Cup»), да и забыла выпить.
Просто играть на музыкальном инструменте, а не играть для того чтобы сочинить красивую мелодию или кому-то понравиться. Но если уж заиграть — то так, чтоб зачаровать даже птиц. Просто налить в красивую красную чашку молока, а не налить чтобы выпить его из-за полезных свойств или чувства голода, просто передвигать красивые лакированные шахматные фигурки, а не стремиться выиграть…
Реклама

2.4. Арлекины, Арлекины…

Есть в этом мире Яркие Клоуны, Арлекины, которые несут стремление к декоративной красоте — светлой, простой и радостной, лишенной всякой рефлексии, в противовес «по-мужски» нагруженной, аналитичной и глянцевой красоте «парадных» картин. А может быть, в этом есть и какой-то символ неприспособленности к обыденной, жесткой реальности? Желание уйти от нее к Прекрасной Сказке? В руках у Арлекина — птица, хотя не синяя, но и не синица.
Грустный Пьеро — тоже с птицей, определенно синей, она присела на его руку, в любой момент готовая вспорхнуть и умчаться. Есть и Коломбина, она держит клетку, но птица — рядом, она на свободе, и ясно, что это вечно свободная Мечта.

Реклама

3. Цвета и линии

На первый взгляд картины кажутся неяркими, но именно это дает возможность как следует прочувствовать цвет: палево-розовая кошка особенно хорошо оттеняет миндально-розовые яблоки в корзинке. На лице девушки, написанном в цвете морской волны («Bird-catcher») — особенно выразительны розовые губы. Картина в оливковой гамме — - тут «играет» синеватый металл корпуса лампы. Сероватые лампа и ваза замечательно подчеркивают теплоту абрикоса и игру солнечных лучей среди полок.
Мастерство художника поразительно — лампа написана буквально в две-три линии, а между тем она совершенно жестяная, она реальная до запаха керосина и копоти. Вот это действительно высокий и непостижимый класс! Я могу еще понять, как, проучившись годы, можно освоить высокую технику Геды и Поттера и рисовать фотографически ярко и точно зайца, лимоны и кубок, но как, скажите, КАК научиться

Реклама
провести кривую, корявую линию, две — и вот она, живая керосинка, шершавая и липкая?

Я бы назвала эти картины — теплоцентричными. Приворотными. Притягивающими и манящие своим покоем, миролюбием и обещанием гармонии и любви.
Есть в ее картинах еще один интересный эффект — с одной стороны задний план максимально придвинут к ближнему, а с другой стороны в пространство картины сильно вовлечен зритель и охватывается им, как омутом.
И все женщины и кошки и птицы на картинах — молчат и смотрят вдаль, сквозь зрителя и за зрителя, и думают, думают. В конце концов рассматривающему картины начинает устойчиво казаться, что он захвачен картиной, втянут в нее, что его самого вообще нету…

Но если статью не только прочтут, а прокомментируют и оценят — мы убедимся, что зрители все-таки есть.

Реклама