Тайна Африки?.. По следам колесниц гарамантов. Часть 1

Реклама
Грандмастер

Страшная засуха, предшествовавшая наступлению новой эры, скрыла многие следы древних таинственных цивилизаций. Многие, но не все! Сохранившиеся наскальные рисунки — а их более трёх тысяч — свидетельствуют: колесницы гарамантов — древнего народа, происхождение которого до сих пор вызывает споры среди учёных, не только пересекали Сахару по многим направлениям, но и предвосхитили многие элементы культуры Древнего Египта. По крайней мере, взаимопроникновение культур имело место ещё до строительства пирамид.

Наши сограждане, отправляющиеся на отдых в Средиземноморье, частью которого является овеянная легендами Северная Африка, вряд ли задумываются о том, сколь богата историческими событиями эта древняя земля. Пустынные скалы, выжженные жестоким солнцем, и пески Сахары в недавнем прошлом представляли собой сплошной цветущий оазис. Пески, поглотившие безбрежные пространства, площадью превышающие Украину, Белоруссию и Литву вместе взятые, ранее представляли собой луга и саванны, покрытые сочной зеленью.

Реклама

Откуда об этом известно? Почти сто лет назад, в 1909 году, появились поистине сенсационные сообщения о том, что в горах Тассили обнаружены пещеры, стены в которых расписаны удивительными полихромными красками. Позже в пустынных горах открыли десятки первобытных стоянок, а полстолетия назад Анри Лот, написавший замечательную книгу об этом сказочном уголке Сахары, занялся детальным изучением артефактов.

Горный барьер Тассили могут преодолеть лишь маленькие караваны выносливых мулов. Почти всё надо везти с собой — топливо, продукты, медикаменты… а главное, воду. Но все тяготы пути с лихвой окупаются, когда исследователь замирает перед величественной красотой наскальных росписей, оказывается пред ликом древних людских посланий из тьмы веков!..

Реклама

В тени пещер громадного «музея» сохранились удивительные свидетельства о прошлом человечества, которые грех не изучить и не использовать современному человеку — ибо цивилизации, существовавшие в Северной Африке, могут на самом деле раскрыть нам глаза на многое…

Первое, что становится очевидным: Сахара была саванной (разновидностью лесостепи), которую заселяли животные, принадлежавшие к богатейшей местной фауне. Чтобы упорядочить сведения, обратимся к разработанной предшественником Анри Лота П. Жолео «триединой» системе «распределения» фресок, передающих всю историю Сахары, начиная с периода, предшествовавшего неолиту. Грубо говоря, с времён, когда египетских пирамид ещё не было и в помине.

Реклама

На основании двух тысяч рисунков и росписей одного лишь горного массива Тассили (а в Северной Африке есть и другие горы, в которых тоже имеются «послания» древних цивилизаций) выделяют несколько этапов в развитии этих цивилизаций.

Первый начинается по меньшей мере за семь тысяч лет до нашей эры. Его назвали «периодом охотников» или «периодом буйвола». В те времена климат Сахары был тропическим, влажным. Изображения животных свидетельствуют о богатстве местной фауны (соответственно, логично предположить, что и о богатстве флоры, ибо без расцвета мира растений трудно представить расцвет животного мира).

Раньше других на камне появляются фигурки, отличительная особенность которых — круглая голова. Затем появляются полихромные (то есть многоцветные, и этот факт сам по себе удивителен) росписи, которые изображают животных. Кстати, ряд мелких деталей, в том числе орнаменты, свидетельствуют о том, что население Северной Африки было негроидным (это сегодня здесь преобладают арабы, завоевавшие африканские просторы во II тысячелетии нашей эры). В связи с этим неудивительна реплика профессора Челленджера из «Затерянного мира» Конан-Дойля о негроидных чертах кельтской расы. Да-да, население доисторической Европы являлось не столь «европейским», «белым и пушистым», как считают многие!

Реклама

Громоздкие сооружения переходного периода «венчает» самая большая фигура — так называемый «марсианский бог из Джаббарена» (между прочим, шестиметровый). Возможно, сказалось египетское влияние «гигантомании» или взаимопроникновение культур. Разнообразие красок древних художников не может не удивлять. Обычно у первобытного человека «в работе» была белая краска да красная охра. Здесь же наблюдается потрясающая цветовая гамма — сочетание белого и голубовато-серого цвета с ярко-красной охрой.

Оказывается, в Тассили на поверхность выходят сланцы. Первобытные художники, видимо, растирали их в порошок, а также использовали каолин. Краски смешивали с вяжущими веществами — в том числе и растительного происхождения. Анализ показал, что в состав красок входила камедь акации — дерева, в давние времена широко распространённого в этом регионе. Позже многочисленные стада «съели» цветущую зелёную Сахару вместе с зарослями акаций.

Реклама

Второй — и во многом трагичный — период начинается приблизительно с IV тысячелетия до нашей эры. Это эпоха неолита. В долинах появляются новые поселенцы (или переселенцы), отличающиеся от коренных жителей Сахары. Эти непрошенные пришельцы — пастухи. Они гонят перед собой огромные стада рогатого скота. И теперь пещеры Тассили разрисованы уже иными фигурками, рождёнными иным вдохновением.

Начался «период скотоводов». Это их стада со временем превратят зелёную Сахару в пустыню. Эти люди пришли с Востока — по крайней мере, в их рисунках заметно египетское влияние. Исчезает схематизм в изображениях. И люди, и животные на рисунках предстают более «живыми», реальными. Стада нашли в те времена здесь, на изобильных лугах Сахары, и сочную траву, и полноводные реки, и мягкий влажный климат. И это было совсем недавно…

Реклама

Одна из фресок из Ауанрхета представляет нашему вниманию трёх бегемотов, на которых охотятся люди. Охотники сидят в пироге. Сотни других рисунков сменяют, как в немом кино, друг друга, раскрывая охотничьи, боевые, танцевальные сцены. Особая религиозность в них не просматривается.

Третий период наступает около 1200 г. до нашей эры. Это по историческим меркам почти наша современность. Пирамиды уже высятся в Египте. Древние греки строят города-колонии на побережье Ливии, а в грузинской Колхиде сбежала с Ясоном, предводителем отважных аргонавтов, коварная и жестокая грузинская принцесса-ведьма Медея, которая разрезает на куски родного брата, чтобы уйти от преследования своих соплеменников и царя Колхиды, своего отца.

Реклама

Пишутся поэмы, научные труды, создаются изумительные мраморные скульптуры, строятся храмы, посвящённые богам Олимпа. В Китае развивается своя великая цивилизация, которая вскоре упадёт под натиском монгольских воинов великого и страшного Чингиз-хана…

Однако вернёмся в Северную Африку. Третий период назван «периодом лошади». На скальных поверхностях появляются изображения воинов на колесницах и всадников-гарамантов, чьё происхождение некоторые смелые историки (или фантазёры) связывают с легендарной Атлантидой. (Анри Лот не согласен: по его мнению, Атлантиды никогда не существовало.)

Проще предположить, что ливийцы, ранее жившие лишь на побережье Средиземного моря, на севере Сахары, со временем распространились на всю её территорию. Скорее всего, народ-завоеватель достиг этого при помощи «растущей военной мощи» — боевых колесниц, похожих на греческие и египетские. Колесницы помогли гарамантам захватить почти всё Северную Африку — практически до берегов Нигера…

Продолжение следует.

Реклама