Снегурочка: откуда она к нам пришла?

Реклама

Широко распространено мнение, что Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) перенеслась на новогодние празднества из известной пьесы А. Н. Островского. Это не совсем справедливо, поскольку задолго до этого она была героиней народных сказок, в которых то таяла с наступлением тепла, то была выручаема лесными зверями, провожавшими до дома заблудившуюся девочку. А драматург, увлекавшийся фольклором, был хорошо знаком с изысканиями А. Н. Афанасьева, считавшего, что Снегурочка олицетворяет духов туч и облаков:

«В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева нисходит на землю в этот мир, заселенный людьми, и поражает всех своею нежною белизною… с приходом же лета она принимает новый воздушный образ и, удаляясь с земли на небо, носится там с другими легкокрылыми нимфами».

Реклама

В старинных сказаниях Снегурочка предстает в белоснежной одежде и восьмилучевом венце, шитом серебром и жемчугом. Это наводит на мысль о родственности образа с богиней Макошью. Но есть и другие версии о происхождении бледнолицей красавицы. По одной из них, Снегурочка возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы, которую на проводах зимы либо сжигают, либо топят в реке.

Кострома считалась, с одной стороны, аграрной богиней, своей смертью обеспечивавшей богатый урожай, с другой — воспринималась как заложный покойник, т. е. умерший не естественной смертью. В одной из обрядовых песен, например, кончина Костромы описывается так:

Как Костромин-то отец стал гостей собирать, Большой пир затевать. Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла.

Реклама

Кстати, именно под Костромой в Щелыковском имении Александр Николаевич Островский и написал свою «Весеннюю сказку», назвав Снегурочку дочерью Мороза и Весны. По одной из современных реконструкций, Кострома — предшественница Снегурочки — была дочерью Купальницы и Семаргла, а братом ей приходился Купала. Однажды в детстве Кострома и Купала, нарушив материнский запрет, отправились слушать песни птицы Сирин, и в результате Купала был унесен за тридевять земель.

Подросшая Кострома стала девицей неземной красоты. Однажды, гуляя на речном берегу, она сплела венок и стала похваляться, что ветер не сорвет его с головы, но тут же лишилась своего цветочного убора, который оказался в воде и был подобран прекрасным юношей, проплывавшим мимо в ладье.

Реклама

По старинному обычаю, в этом случае молодец был обязан жениться на той, что сплела венок. Лишь после свадьбы боги сообщили молодоженам, что они являются братом и сестрой. Чтобы смыть позор, Кострома бросилась в лесное озеро, став русалкой, а Купала кинулся в костер. В память о случившемся небожители вернули к жизни несчастных влюбленных в образе цветка, который прежде звался Кострома-да-Купала, а затем был переименован в Ивана-да-Марью.

По другой сказке девочка Снежевиночка появилась из снежного комочка, который слепил один старик, а потом положил на печку под шубу. Увы, эта история тоже печальна, поскольку героиня, отправившись в лес по ягоды с подружками, набрала их больше всех и была убита завистницами. На могилке ее вырос камыш, из которого кто-то из прохожих сделал дудочку, поведавшую о трагедии. Тогда дед с бабкой выкупили дудочку, разломали ее, и вновь обрели Снежевиночку, вышедшую из камышинки целой и невредимой.

Снежная девочка появилась на новогодних праздниках в качестве внучки Деда Мороза — лишь в конце XIX века и задумана была отечественными педагогами. Их идея оказалась благотворной, и сегодня уже трудно представить себе праздник без Снегурочки, не так ли?

Реклама