Манипуляции с тронами король Сигизмунд I Август задумал и осуществлял вместе со своей супругой королевой Боной. Энергичная и предприимчивая итальянка сумела превратить разгульную и непредсказуемую Польшу (а заодно и Великое княжество Литовское) в весьма доходное предприятие. Для закрепления успеха требовалось ограничить влияние магнатской верхушки, избиравшей верховную власть, как в Польше, так и в ВКЛ. Коронация малолетнего наследника стала первым шагом формирования наследственной монархии.
Впрочем, делиться властью с ребенком никто не собирался. Напротив, мать старалась удалить сына от проблем государственных, готовила его к легкому и изящному существованию, но под неусыпным родительским контролем.
Когда подошло время, мамаша подобрала молодому королю достойную супругу — 17-летнюю австрийскую эрцгерцогиню Елизавету. Свадьба состоялась в 1543 году. Выбор оказался неудачным. Молодая королева вовсе не собиралась плясать под чужую дудку, зато влияние ее на Сигизмунда II росло не по дням, а по часам.
Свекровь круто изменила свое отношение к невестке и даже инициировала начало развода молодых супругов. Чтобы сын «не мешался под ногами», Бона отослала его «по месту службы» в Вильно, оставив мятежную Елизавету при себе в Кракове. Ох, не знала старая интриганка, к чему это приведет…
Молодой король, в полном соответствии с полученным воспитанием, делами государственными себя утруждал не чрезмерно. Зато непременно посещал многочисленные балы и светские приемы, участившиеся после внезапной смерти королевы Елизаветы в 1546 году. Причины смерти так и не известны, но для Боны избавление от ненавистной невестки было как нельзя кстати. По крайней мере, так казалось поначалу.
На виленских балах блистала молодая вдова Барбара Радзивилл, принадлежавшая к именитому и богатому роду. За ее плечами было несчастливое замужество и несколько лет непрерывного траура — по свекру, свекрови, отцу, мужу. Ослепительная красавица пользовалась непременным успехом, но ее внимания удостоился только один претендент — Сигизмунд II Август.
Молодые люди познакомились, скорее всего, на одном из балов в королевском замке, еще в то время, когда Сигизмунд не был вдовцом. Отношения развивались и крепли, король и великий князь даже назначил Барбару фрейлиной, чтобы иметь законную возможность видеть ее ежедневно. Но после смерти королевы Елизаветы Барбара перестала появляться при дворе, переселившись в предместья Вильно.
Расстояние для настоящей любви, как известно, не помеха. Сигизмунд не забывал свою возлюбленную и часто бывал в ее замке. По Вильно поползли слухи, пресечь которые взялись братья Барбары, оба Миколаи Радзивиллы, ровесники и друзья, различали которых по прозвищам Рыжий и Черный.
О развитии событий — в следующей статье.