До чего знакомая картина! — Мы тоже далеко не все помним из обычаев предков, а вот поди ж ты — живем, порой не подозревая об исконном значении тех или иных понятий и даже пытаясь приписать им изначальные смыслы, коих не было, и называем это — наукой…
Впрочем, давайте ближе к делу, точнее, к праздникам этрусским.
3 декабря
Это день Боны Деи, богини благополучия и справедливой доли. Она была древнейшей небожительницей, являлась одной из богинь-матерей, имя которой запрещалось произносить вслух. В ритуалах, посвященных Боне Дее, мужчинам участвовать возбранялось, а если некий любопытствующий нарушал запрет, его ждала суровая кара.
Богиню эту связывали с лесом, растительностью, прежде всего, с целебными травами (и вправду, какое благополучие при хвори в доме?), магией. Ей посвящали рощи, часовни с очагами, зеркала, а изображали с рогом изобилия и… змеями как символами женской силы и тайны, связи с предками и девственности, — как ни парадоксально.
Называли Бону Дею полевой, кормилицей, целительницей. Позднее стали отождествлять с женской ипостасью известного затем в античные времена мифологического персонажа Фавна (у этрусков он звался Сельве), которая приняла вид змеи, дабы избежать кровосмесительной связи со своим отцом Фавном.
5 декабря
Кстати, неслучайно вслед за возданием почестей Боне Дее проводился праздник в честь бога пастухов и животных Сельве, сиречь позднейшего Фавна. Следует отметить, что особое пристрастие к этому божеству отмечалось в низших слоях общества, где он считался могучим богом, спасителем, непобедимым борцом. Некоторые исследователи полагают, что по характеру и полномочиям Сельве близок славянскому Волосу/Велесу.
13 декабря
На этот день приходились Сементивы, сельский праздник посевов, посвященный богине Уни, которая вообще-то была женой верховного бога Тина, то есть являлась царицей небесной, но в крестьянском представлении олицетворяла покровительницу земли. В дальнейшем она была соотнесена с Церерой.
15 декабря
На эту дату приходились торжества в честь Невунса (Нева), который позднее в Риме преобразовался в Нептуна. Особенностью празднеств являлось то, что божество представлялось конным,
17 — 23 декабря
Долго и истово прославляли жители Этрурии бога Сатре, покровителя сытости и результатов труда (в античные времена эта неделя восхвалений была названа сатурналиями). Сатре почитался этрусками как «бог Небесной долины», соотносился с астрологическим знаком Стрельца, с ним было связано представление народа о «золотом веке», который принесет всеобщее равенство и изобилие.
Стало быть, коммунистические (или утопические) идеи не были чужды людям и в те далекие времена. Есть основания считать также, что римские карнавальные сатурналии берут начало в этрусской традиции, и если это так, то целая неделя в декабре была карнавальной: рабы переодевались в господ и наоборот. А завершалось действо принесением в жертву избранного на это время «царя» из числа рабов или преступников.
19 декабря
До чего любопытна цепочка декабрьских торжеств! Вслед за карнавальным переодеванием рабов в господ следовал День освобождения рабов. Смысл событий, совершавшихся в этот день, не нуждается в особых пояснениях: 19 декабря раб мог получить свободу по воле хозяина либо за счета выкупа, а дальше… А затем бывший раб мог сделать карьеру, вплоть до головокружительной (например, не вдруг, но постепенно дорасти до сенаторского статуса или стать советником правителя).
21 декабря
День Дивы Ангероны — замечательный праздник в честь богини, вновь приводящей на землю Солнце. Эта Небесная дева была способна поворачивать ночь вспять и обеспечивать в дальнейшем увеличение продолжительности дня. Она же отвечала за появление плодородной живительной силы солнца по окончании зимы.
Будучи поначалу одной из высших тайных богинь женской жреческой касты, связанной, помимо прочего, с утешением в горе и исцелением, а значит, с возрождением и перерождением, в поздний период существования оказалась забытой. Увы, так бывает не только с небожителями…
23 декабря
Это очень милый и уютный праздник Ларенталия, который посвящен Ларам. Поскольку Лары (Лазы) были благими духами, связанными с предками (в ряде случае — обожествленными), то в этот день «именинниками» были дети и все домашние духи. Между прочим, в жилищах этрусков были устроены специальные храмы — ларенталии, и если провинившийся раб приходил туда с молитвой, то хозяин уже не мог его наказать.