— Не выспалась. До 2-х ночи читала Маринину. Последний роман. Очень впечатлило. Ты читала?
— Нет еще. Я сейчас «Анну Каренину» читаю.
— Ну и как она, интересно пишет?
Роль чтения в процессе духовного роста человека не переоценить. Однако вдумчивое чтение, в отличие от просмотра легкой, развлекательной литературы или телепередач, требует усилия. Великая культура, как и высочайшие горные вершины, не даются с ходу любому пешеходу — следует подготовиться к их взятию.
Настоящее, «понимающее» — «чтение — это труд и творчество» (В. Асмус), «чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли» (Ш. Пьермон), «Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению», «чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным» (Фрэнсис Бэкон), «повторное чтение уже прочитанных книг — самый надежный пробный камень образованности» (К. Геббель), «пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, процентами на него» (Фома Аквинский), «следует читать много, но не многое» (Тацит), «прошедшего не существует, пока будут существовать книги» (Э. Бульвер-Литтон), «душа обязана трудиться!» (Н. Заболотский), «и никаких гвоздей» (В. Маяковский).
Среди частоколов неправды, что отгородили многих «от самих себя», есть и такой миф: мы — самая читающая страна в мире (по тиражам книг и журналов, по числу переводов); выпускаются сотни тысяч наименований книг в год, но их практическая ценность далека от совершенства. Заявить такое мне позволяет не столько признанное авторство в 32-х книгах, но и те «шедевры», кои волею судьбы попадают мне в руки, когда я обращаюсь к теме, мне неизвестной. Слава богу, время от времени я созерцаю произведения поистине гениальные, и это позволяет мне сохранить надежду… Хорошая книга для меня та, в которой встречается нечто новое хотя бы через страницу текста; и тогда я «загибаю уголок».
Самоутешение имеет свой резон на поверхности: в самом деле, В. Пикуль (и классики) сегодня переиздается многотысячными тиражами, а уж о разнообразии палитры книжного развала и говорить нечего. Следует ли, что в прямо пропорциональной зависимости возрастает количество читателей-интеллигентов (когда издатели не боялись выпускать классиков стотысячными тиражами, в 80-е годы XX века, столь же пропорционально увеличивалось количество читателей)?
А вот этого нет, к сожалению: достаточно посмотреть на большинство населения деревни, алкоголизированное и потому вымирающее «потерянное поколение» шестидесятников и на то, которое вступило в жизнь дикого рынка, стремясь извлечь выгоду друг из друга, и на том уже обрести состояние (но редко сохраняемое, а потому бессмысленное); многие деградируют, за малым вычетом творческих натур, имеющих выработанную привычку к чтению, равно как и потребность в нем, воспитанную с детства.
Работники культуры в деревнях бьются, как рыба об лед, многое делают бесплатно, на общественных началах, а толку мало: пьянство и безработица продолжают наступать. Проводя мероприятия, посвященные развитию и укреплению семьи, неравнодушные очень хорошо понимают, что молодой семье нужны не только чествования и торжества, конкурсы и соревнование — нужны жилье, работа, деньги. Когда мать отправляет в школу двоих, а то и троих учеников, то может ли подать им вместо 30 рублей на питание по брошюрке о роли матери в семье или руководство, как отцу стать трезвым человеком, — как вы думаете?
«Если меня на свете действительно что-нибудь выводит из себя, так это то, что в России творится именно с землей, с крестьянами. Меня это буквально сводило с ума! Потому, что нам, интеллигентам, что — нам книжку почитать и обо всем забыл, да? А эти люди ведь на земле живут. У них ничего другого нет. И для них это — настоящее горе. Не только горе — у них и выхода никакого нет… Вот они и пьют, спиваются, дерутся… Мне гораздо легче было общаться с населением этой деревни, нежели с большинством своих друзей и знакомых в родном городе». Иосиф Бродский (поэт, лауреат Нобелевской премии, во время административной ссылки в Коношу, Архангельской обл.).
Реклама
Работа с книгой учит самостоятельно добывать знания, развивает мышление, ум, кругозор и, пожалуй, не явно, но все же воспитывает. Книги почитал Иван Грозный, хотя это не мешало ему иметь непреклонный характер. «Аз есмъ зверь, но зверьми управляю», — говорил он о себе.
Библиотекари замечают, что читателей влечет к художественной классике — сама жизнь заставляет задумываться над более серьезными вещами, нежели детективы и любовные романы.
Нужны ли книги и библиотеки сегодня, в век Интернета и компьютеризации? Мне представляется, книгу в том виде, в каком она существует сейчас, еще долго не заменит ничто. Технические средства, в том числе аудиокниги, будут лишь дополнять ее. Но научились ли мы разумно сочетать классическую книгу и «сливки» прогресса в виде креативных информационных технологий?
Поистине залежи полезных знаний таят в себе сельские библиотеки, и даже библиотекари, как носители определенной субкультуры. Если кто-то забыл названия пашен, боров, перелесков и ручейков или, к примеру, местные фамилии, смело ступайте в библиотеку — там знают все. Поэтому, смею уверить по собственному опыту, библиотекари здесь оказываются к людям ближе всех. В деревнях больше читают периодику.
Однако даже если библиотечные фонды обновятся на 100% завтра же и будут полностью удовлетворены запросы населения в периодике, есть ли какая-то гарантия, что работники библиотек, будь каждый из них семи пядей во лбу, смогут противостоять тому валу негативной информации, который второе десятилетие ежедневно «давит» с экранов телевизоров на сознание и психику людей, особливо детей и молодежи.
Для справки: за день семь ведущих каналов показывают «160 драк, 202 убийства, 6 ограблений, 10 половых актов; 39 раз по ТВ нецензурно бранились, рассказали 302 негативные новости» (по статистике журнала Русский Дом, май 2009 г.).
Некоторые родители жалуются, что дети стали неуправляемыми, а их поведение буквально «сводит с ума». Современным детям не хватает дисциплины и… чтения. Читайте сами, и этим вы покажете пример своим детям. Ведь читают взрослые — читают и дети, а не наоборот!