Есть вещи, которые запоминаются надолго. Одна из таких — фотография «Славянка». Черно-белый снимок зрелой женщины в профиль. Никаких особых эффектов. Но впечатление от него было! Сейчас было бы интересно узнать фамилию автора. Фотографий такого уровня во всем мире не так уж много, хотя поток фотоснимков огромен.
И впечатления от снимков совершенно разные. Вплоть до почти физического ощущения потока энергии, излучаемого взглядом с фотографии. Или вот так: «Можно ли заснять полное единение? Теплое ровное дыхание? Щека к щеке. Маленькие и большие глаза смотрят почти одинаково. За бархатными ресничками проглядывают очертания сказок, полное доверие миру — без заглядывания во внутренности всему живому и неживому. Мы вместе — сближение утонченных миров».
Сегодня фотографируют все — или почти! Можете вы представить жизнь без фотографии? Нет. И как часто вы произносите фразу «Жалко, что нет фотоаппарата!»? В такие моменты хочется оставить на память происходящее: сценку, закат, пейзаж, выражение личика вашего дитяти — все, что кажется вам интересным.
Фотографы сродни летописцам и живописцам одновременно. Они запечатлевают огромное количество событий, предметов, видов. Одни это делают случайно, по сиюминутному желанию. Другие — с целью зафиксировать момент для будущего, написать своего рода летопись.
Иногда фотограф даже не задается никакими целями — снимает в свое удовольствие. Сколько людей — столько взглядов на происходящее. Фотографа можно определить как «хранителями вечности» (к сожалению, носители фотоснимков не вечны). Занятие увлекательнейшее!
Для того, чтобы фотографировать, надо научиться нажимать на кнопку затвора в фотоаппарате. Для того, чтобы фотографировать хорошо, надо знать, как установить выдержку, диафрагму, свет. Для того, чтобы стать заметным фотографом, надо уметь видеть. Видеть не то, что доступно всем. Надо видеть интересное, выдающееся там, где другие проходят мимо.
А для того, чтобы стать выдающимся фотографом, надо родиться с фотоаппаратом. Или чтобы фея его положила в колыбель. У Дмитрия Вилькина в должности феи выступил его папа.
«Началось это довольно случайно. В 14−15 лет. У отца моего был «Зенит», фотоувеличитель. Отец снимал довольно много, но не был профессионалом. Делал много слайдов. Я помогал ему, когда научился фотографировать.
Он мне дал фотоаппарат, я поехал на юг, там снимал. Приехали — надо было все проявлять, печатать… и так шаг за шагом. А потом я закончил среднюю школу. Подумал про институт, университет — поступать туда не очень хочется. Поступил в ПТУ на фотографа. Учился 2 года. Обучали азам. Тогда еще были павильоны для фото на паспорт, партбилет, комсомольский билет, с уголком, без уголка. Учили, как делать портреты, как ставить свет.
Закончил училище, поработал в комбинате бытового обслуживания в бригаде, которая фотографировала туристов. Потом поступил на работу в театрально-художественный институт учебным мастером. Помогал студентам — они проходили фотографию как предмет. Готовил лабораторные работы: увеличитель, как все это делается… смешивание растворов…
Работал там около 5 лет. Естественно, в процессе работы чему-то и научился — они люди творческие, кто-то начинал углубленно заниматься фотографией. Потихоньку рос как профессионал. Оттуда я перешел работать в рекламное агентство.
Я снимаю то, что привлекает глаз: пейзажи, людей, сценки… Снимаю на пленку. Аппарат — «Canon». Бывает, что я за день снимаю по две пленки, бывает — одна в месяц".
Заснять, запечатлеть то, что понравилось, удивило, поразило. И передать это ощущение тем, кто это будет смотреть. Дмитрию это удается. Удивляют и объекты съемки (тротуарный столбик в Вене — «сон Фрейда», вид на долину в Италии), и техника (серия «Отражение»).
При всем том, что фотографий в поле зрения — несметное количество, снимки Дмитрия запоминаются, впечатываются, врезаются в память. И временами вновь и вновь проплывают перед глазами виды городка в Италии, отраженный в воде парусник, невеста…