Во время нахождения в Москве Петр I не редко наведывался в башню, официально называвшуюся в тот период Навигацкою школой (Сухаревой башней её стали называть после перевода школы в Петербург). Иногда монарх наблюдал за учебными занятиями или экзаменами, но чаще проводил время в обсерватории, лаборатории или в Рапирном зале, где периодически проходили собрания «Нептунова общества», бывшего, по сути, тайным царским советом. Документов, связанных с деятельностью общества, практически не сохранилось, но известно, что его председателем был Франц Лефорт, функции первого надзирателя (т.е. распорядителя) взял на себя Петр, а просто членами были ближайшие соратники молодого царя, включая Брюса.
Народная молва не могла обойти посещения башни Петром I и крупными сановниками, тем более что они порой засиживались там до глубокой ночи. Если же визиты подобных гостей связать с тайными занятиями, которые приписывались Брюсу, вывод получается однозначный — занимаются ведовством и магией, а возможно и с нечистым знаются. Репутация-то у царя в народе была еще та. Поневоле в темноте башню старались обходить стороной.
Окончательно же народ убедился, что Брюс занимается в башне далеко не праведными делами, когда было обнародовано предупреждение о предстоящем солнечном затмении, а вскоре опубликован календарь с предсказаниями на многие годы. Ясно же, кто знает о предстоящем затмении, тот его и устроил. Ну, а для того, чтобы так точно давать предсказания, надо если не душу дьяволу продать, то уж точно с ним знаться.
Слухи множились и наполнялись новыми подробностями. Если верить им, то Брюс и искусственных людей мог создавать, в служанках была у него такая девушка, а когда в неё влюбился приятель чернокнижника, тот просто взял и растворил её в воздухе. Для себя же Брюс создал эликсир бессмертия, чтобы вечно оставаться молодым, но от других и даже от царя скрывает его тщательно. Подробно смаковались рассказы о том, что Брюс построил железную птицу и летает на ней в гости к царю в Петербург или по делам в другие города. К тому же, он и сам может превращаться в птицу или животное, вызывать или прекращать наводнения, грозы, бури
Правда, был в истории случай, когда в конце 1880-х годов и на самом деле на крыше Сухаревой башни несколько ночей подряд появлялось приведение в старинном камзоле и треуголке. По Москве тут же пошли новые слухи — то ли это сам Брюс вернулся, то ли в гости к нему Петр захаживает, уж очень фигура в лунном свете большой казалось. Из Петербурга даже вызвали начальника сыскной полиции Ивана Путилина, вскоре тайну раскрывшего. Оказалось, что бывший офицер, тронувшийся умом после того, как от него сбежала жена, ищет в башне клад Брюса, в котором находится приворотный эликсир. А так как клад заговоренный, то получить его можно, только представ в образе Петра Великого. Вот кладоискатель и переодевается в мундир петровских времен, взятый напрокат в костюмерной мастерской.
Клады в Сухаревой башне стали искать вскоре после смерти Брюса, хотя он последние десять лет жизни в башне не появлялся. Но не мог же чернокнижник чего-то в ней не припрятать. Любопытно, что слухи, связанные с Брюсом и его кладами в Сухаревой башне, продолжали ходить по Москве и в первой половине ХХ века. Были среди них и совсем экзотические, в которых даже Сталин поминался.
Известно, что в Сухаревой башне Брюс оборудовал для себя рабочий кабинет. В нем он часто работал и хранил многие книги из своей большой библиотеки, собиранием которой занимался всю жизнь. Именно с книгами из этой библиотеки связано немало легенд. По преданию, у Брюса было несколько древних манускриптов, в том числе «волшебная книга», когда-то принадлежавшая самому царю Соломону, позволявшая чернокнижнику предсказывать все, что произойдет в мире, включая судьбы отдельных людей.
Книга Соломона была заговоренной, кроме Брюса её никто не мог взять в руки, она просто исчезала. Хранилась она в тайной комнате башни, вход в которую знал только Брюс. С этой книгой хотел познакомиться Петр I, но даже в присутствии самого Брюса она не далась царю в руки. После смерти Брюса легендарную книгу якобы пытались разыскать многие, а Екатерина II даже заставила разобрать стены в части комнат башни. Но книгу тогда так и не нашли.
Следующую масштабную попытку найти книгу предпринял Сталин, приказавший разобрать Сухареву башню по кирпичику. За разборкой башни наблюдал лично Лазарь Каганович, а все выезжающие с объекта машины и всех выходящих людей обыскивали сотрудники НКВД. Книга и тогда не далась никому в руки, но часть библиотеки и архива Брюса якобы нашли, их потом использовали сталинские архитекторы при строительстве Москвы.
В том, что говорилось о сталинских архитекторах, малюсенькая доля правды есть. Дело в том, что Брюс в свое время занимался планированием расширения Москвы, развивая при этом уже существовавшую радиально-кольцевую структуру застройки города. По этой же структуре строили город и сталинские архитекторы. Но маловероятно, что кто-то из них держал в руках какие-то труды Брюса, если только знаменитый календарь, да и то из обычного любопытства.
Снос Сухаревой башни тоже не был связан с поисками кладов легендарного чернокнижника. Решение о сносе лично принял Сталин. Исполнителем и на самом деле стал Каганович, которому Сталин писал в сентябре 1933 года: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны».
Ведь и на самом деле возражали, пытаясь спасти жемчужину московской архитектуры. Причем предлагались вполне реальные проекты расширения Садового кольца не в ущерб знаменитой башне. Переубедить вождя не удалось, и башню снесли. Кое-что из внешнего декора и оборудования башни удалось сохранить, но серьезных археологических исследований под башней, где находились глубокие двухэтажные подвалы, и рядом с ней, не проводили, на это просто не было времени. Фундамент и то, что оставалось от подвальных помещений, засыпали щебнем и закатали асфальтом.
Москвичи с болью воспринимали разрушение легендарной башни, но остановить варварство были не в состоянии. Сухарева башня умирала у них на глазах.
«Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая.
Всё ещё вижу её я вчерашнюю —
Гордой красавицей, розовой башнею…»
После смерти Сталина неоднократно поднимался вопрос о восстановлении Сухаревой башни, были предложены вполне реальные проекты. Но единственное, что сделали — установили в сквере в сотне метров от места, где когда-то была легендарная башня, памятный гранитный камень.
В начале нового тысячелетия при строительстве подземного пешеходного перехода под Сухаревской площадью вскрыли часть фундамента башни, оказавшегося в хорошем состоянии. Первоначально было заявлено, что арки фундамента будут как-то вписаны в интерьер перехода, но затем их просто снова замуровали, а в переходе появился не планировавшийся ранее обходящий их изгиб. Слава Богу, хоть не уничтожили.
Возможно, ещё многие годы подвалам легендарной башни, замурованным под толстым слоем асфальта, предстоит хранить свои тайны.