Незабываемы архитектурные памятники древнего Узбекистана, с их мощными порталами, голубыми куполами, уходящими в самое небо башнями минаретов. Все это великолепие завораживает, и ты словно оказываешься в дивной восточной сказке. Хотя, если обернуться, на другой стороне улицы увидишь современные многоэтажные здания.
Тот, кто внимательно осматривал восточные дворцы и мечети, мавзолеи и медресе, наверняка заметил: существует определенный порядок в украшении этих зданий. Фасады и нижняя часть стен оформлены изразцами, середина и верх — резным ганчем, потолки — резьбой и росписью по дереву.
Древнейшее из этих искусств — резьба по ганчу. Ганч называют еще и алебастром. Это прочный материал, более податливый, чем камень и даже дерево. Издавна во многих городах Узбекистана были целые кварталы — махалли, жители которых занимались производством ганча. В горах они добывали «горный камень». Обжигали его в печи, измельчали, просеивали и — алебастр готов.
Ранние образцы резного ганча можно встретить во дворцах Топрак-Кала в Хорезме и Варахши близ Бухары. Первый построен еще в античное время — в III веке до нашей эры, второй позднее — в
В VIII веке на территорию Средней Азии вторглись арабские полчища. Арабы принесли с собой ислам — религию, которая запрещала изображения живых существ. И ведущим орнаментом стал «узел». Он состоит из ряда однотипных элементов геометрических фигур — квадратов, шестиугольников, восьмиконечных звезд. Затем ведущая роль от геометрического узора перешла к растительному. Чем ближе к нашему времени, тем все чаще мастера обращаются к живой природе.
Замечательный памятник — дворец Худоярхана в Коканде. Резной ганч занимает большую часть стен, напоминая богатый ковер. Вы не встретите и двух повторяющихся по орнаменту рисунков. Гибкие стебли, пышные цветы порой похожи на настоящие, что растут за окнами. Но ведь и сказка не всегда похожа на жизнь. А перед вами и вправду сказка — мудрая и непосредственная, таинственная и добрая.
В течение столетий техника резьбы мало изменилась. Стену штукатурят двойным слоем раствора. Нижний слой затвердевает буквально через несколько минут, а верхний приготовлен так, что долгое время остается мягким. На поверхность наносится рисунок: прокалывают листья орнамента, составленного на бумаге, потом прикрепляют ее к стене и присыпают толченым углем. Узор переведен. Затем мастер углубляет фон, оставляя узор выпуклым.
Современная архитектура Востока часто включает в оформление зданий резной ганч. Ташкентский театр оперы и балета имени Навои — яркий тому пример. Все шесть фойе театра украшены резным ганчем. Да и в любом городе республики немало зданий, где резной ганч — важный элемент украшения. Почти все станции-дворцы ташкентского метро также украшены ганчем.
Прекрасен столь древний и всегда современный резной ганч. Мастера сравнивают его с любимой, на которую смотришь без конца и все-таки не можешь отвести глаз. Если вы захотите окунуться в восточную сказку, посетите Узбекистан и убедитесь в этом сами.