Приближение искусства XIX века к непосредственному изображению окружающей жизни, увлечение работой с натуры нашло свое выражение и в педагогике Венецианова. Он создал школу художников, считавших повседневную реальную жизнь главным содержанием искусства.
Практическое владение перспективой, точное изображение реального предмета во всей его конкретности, написание портрета, пейзажа, интерьера было основой его педагогического метода. Обучение начиналось на ранних этапах развития художественного дарования ученика. Не исключались и общепринятые элементы профессиональной подготовки: в интерьерах мастерской и комнат Венецианова, написанных его учениками, можно увидеть гипсовые отливки известных античных статуй, живописные «оригиналы».
Одной из характерных черт метода стало стирание граней между живописными жанрами. Работы его учеников разносторонне изображают окружающее, отдавая дань бытовому портрету. Это изображение семьи или узкого дружеского кружка людей: люди пьют чай, музицируют или беседуют в уютных комнатах, в гостиной помещичьего дома, в мастерской художника. Интерьер представляет собой реальное, обжитое помещение, несущее отпечаток вкусов и привычек его обитателей.
Например, картина А. Алексеева «
Маленькая картина «Мастерская братьев Чернецовых»
Одна из лучших работ такого рода — «Сборы художников на охоту» Е. Крендовского. Действующие лица этой сценки, разыгрывающейся в угловой комнате провинциального помещичьего дома, тоже портретны. Однако картина лишена портретной застылости, действия людей живы и непринужденны. Органично передана атмосфера привычных, радостных, несуетливых приготовлений. Правдива «сборная» обстановка «холостой» комнаты — простая, застланная одеялом кровать и большое зеркало красного дерева, не занавешенное окно и небрежно прикрепленная тюлевая штора, чубуки, ружья, бутыль ружейного масла на подоконнике
Бытовой жанр также занимал венециановцев. Картина А. Денисова «Матросы в сапожной мастерской» изображает комнатку Адмиралтейства, где трое матросов обсуждают починку сапога. Здесь — все типичные качества бытового жанра: элементарность действия, почти лишенного динамики, пристальное внимание к реальному облику людей, ко всем деталям окружающей их обстановки. Прекрасно передан простой «натюрморт» из рабочих инструментов, аккуратно разложенных на свету у окна.
Не менее типичны картины Л. Плахова. Он писал и крестьян, но его более интересовал быт ремесленников, что было новым для русской жанровой живописи. В начале 1830 годов им было написано полотно «В кучерской Академии художеств». Картина производит впечатление неторопливого, вдумчивого описания изображаемой жизни. Все это сделано с большим знанием облика и привычек представленных в картине людей. Плахов не «снисходит» к своим героям, а как бы находится с ними на одном уровне.
Демократизм художника естествен и органичен. «Кузница» и «В столярной» отличаются прекрасным пониманием типов мастеровых своеобразия их труда, особенностей их быта. Манера исполнения этих работ более широкая и живописная. Трактовка темы динамичнее, хотя сюжет минимален, как и всегда. Чувствуется свободное владение жанровой темой, что связано с общим развитием реалистического искусства этого времени.
Усилия Венецианова-педагога породили и своеобразную школу русского национального пейзажа. Характерными его чертами являются непритязательность, но непременная типичность мотива, сельский характер последнего, крайняя непосредственность трактовки выбранного куска природы, включение в пейзаж несложных бытовых сценок.
Таково полотно А. Тыранова «Вид на реке Тосно» с высоким обрывистым глинисто-желтым берегом, поросшим кустарником. С большим знанием натуры написан изрезанный низкий левый берег реки, отражающий высокое голубое небо и белые облака. Характерно стремление передать состояние природы: эффект знойного летнего полдня со слепящим солнцем, при котором предметы почти не отбрасывают теней.
«Зима» Н. Крылова отличается еще большей непосредственностью изображения занесенной снегом реки в поросших темным лесом берегах. В картине есть элемент наивности, что ощущается в рисунке деревьев ближнего плана. Однако контраст четких силуэтов фигур и темных полос леса с ослепительной белизной света великолепно передает прозрачность, яркость солнечного зимнего дня.
Характерен путь, который прошли ученики Венецианова —
Зарянко также принадлежит к числу тех учеников Венецианова, которые, попав в Академию художеств, усваивали господствующие там вкусы и приемы, стиравшие черты воздействия их первого учителя. Одно из ранних полотен Зарянко «Зал училища правоведения» еще близок венециановцам простотой замысла и вниманием к натуре. Но с середины 1840 годов в его портретах ощутимо стремление к внешней импозантности, соединенное с натуралистическим иллюзионизмом. Таков, например, «
Однако лучшие портреты Зарянко хранят психологическую убедительность и живописное мастерство, которые присущи общему уровню русского реалистического портретного искусства середины XIX века. Таковы портреты миниатюриста Ф. Толстого и М. Воронцовой. Зарянко известен как педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где он способствовал развитию реалистических начал в методике преподавания, в понимании задач искусства.
В целом ученики Венецианова составили самостоятельное явление в русском искусстве середины XIX века. В их творчестве, как и в творчестве их учителя, — один из тех путей, которыми развивался реализм в русском искусстве первой половины XIX века. Окружающая действительность у венециановцев утверждалась как объект изображения, как содержание искусства, их творчество служило отысканию методов и приемов непосредственного отражения этой жизни.