Экспозиция живописи в музее начинается с произведений нидерландских мастеров
В музее находится «Вавилонская башня» Брейгеля Старшего. Все помнят библейский рассказ об этой башне. В Нидерландах же «вавилонское столпотворение» служило аллегорией людской глупости и греховной самонадеянности, но содержание картины к этому не сводится. Мощная башня вздымается над плоским побережьем. Оно поднялось выше облаков. Люди кажутся рядом с ним еле заметными точками, а картина прославляет величие их труда, поражает мощью художественного языка, широтой взгляда на мир. Произведение Брейгеля многозначно и сложно, как и все его творчество, которое завершает 150-летнее развитие нидерландской живописи и предвосхищает искусство XVII в.
В музее представлены пейзажи Геркулеса Сегерса, который работал в своеобразной технике цветного офорта. Две его картины находятся в Роттердаме. Это полуфантастические пейзажи. Причудливые холмы и скалы обрамляют долину, которая простирается вдаль и где-то на горизонте соединяется с небом. Сегерс первый вводит в искусство изображение теней, брошенных на землю облаками.
Офорты Сегерса ценил и покупал Рембрандт. Здесь находится один из портретов его сына — Титуса ван Рейна. Мальчик сидит за высоким пюпитром и что-то пишет. Подперев рукой подбородок, он прервал свою работу и задумался. Мягко выделяются темно-красные манжеты и берет. Но ни теплые пятна, ни золотистый цвет не добавляют жизни в печальное лицо. В образе Титуса можно увидеть самого художника: его боль и тревогу.
Наиболее обширна в музее коллекция голландской живописи XVII в. Например, пейзаж Арента Арентса Кабеля и произведения Якоба ван Рёйсдаля, работы Франса Хальса и Бейтевега, Терборха и Эмануеля де Витте.
Ван Бёнинген увлекался эскизами Рубенса и здесь есть 20 эскизов мастера.
Тонкой красотой, выражением напряженной внутренней жизни поражает небольшая мраморная фигура Марии, входившая в группу «Благовещение». Это работа Джованни Пизано — представителя поздней готики.
В конце XV в. флорентийский мастер Якопо дель Селлайо украсил живописью деревянный ларь для приданого. На доске, расписанной Селлайо изображены три сцены из легенды об Орфее и Эвридике. Орфей пленяет музыкой пастухов и их стадо. Его возлюбленная Эвридика убегает от преследования пастушьего бога Аристая и ее кусает большая змея. Боги преисподней уносят Эвридику в подземное царство. Голые камни, мрачные скалы окружают долину реки, на берегах которой разыгрываются история гибели Эвридики. Среди скал вырастают деревья, бродят олени, а в темной зелени у ног красавицы мелькают белые цветочки. В Музее западного и восточного искусства в Киеве находится другая работа Селлайо из той же серии. Она воспроизводит следующий эпизод легенды — безуспешную попытку Орфея вывести Эвридику из преисподней обратно на землю.
Среди картин венецианских мастеров выделяется «Портрет мальчика» кисти Паоло Веронезе. Портрет прост, но живопись отличается блестящим мастерством. Внимание художника сосредоточено на внешнем облике подростка, но от него не ускользает и оттенок беспокойства, еле уловимой неудовлетворенности.
Б. Строцци написал холст «Давид с головой Голиафа». Библейский герой юноша Давид — пастух и певец, ставший впоследствии царем, — вступил в единоборство с великаном Голиафом. Он метко попал ему в лоб камнем из пращи, а потом отрубил голову. На картине Давид шагает по гребню холма. Его фигура — диагональ меча, развевающийся шарф — все это выделяется на фоне неба.
Французский отдел начинается с парного портрета двух молодых людей. Один из них присел на закраину мольберта, на котором видна латинская надпись: «Ж. Б. де Шампень меня сделал». Другой рисует, положив листок бумаги на дощечку с надписью: «Н. Монтань меня написал». На краю рисунка стоит дата: 1654. В этом году двое молодых друзей — художники Жан-Батист де Шампень и Никола де Плат Монтань, написали портреты друг друга, объединив их на одном холсте.
XVIII век — время господства стиля рококо. Одно из характерных произведений этого времени — «Китайская сцена» Франсуа Буше. Под влиянием привезенных из Китая тканей, фарфора и расписных изделий по Европе прокатилась мода на «китайщину». Это была забава, игра, в которой экзотика придавала остроту привычным галантным сценам.
В годы французской революции королевский дворец Лувр был превращен в открытый для публики музей. Там же поселились многие художники,
Музей располагает двумя картинами Домье: «Прощение» и «Любитель живописи». Первая из них изображает речь защитника на суде. Резко выделяются лица и белые манишки адвокатов. Очертания светлых пятен-масок выразительны, чтобы стали ясны характеры участников этой тягостной сцены. На второй картине изображена лавка антиквара, где двое посетителей обсуждают достоинства картины. Седовласый бедняк сравнивает ее с другими, висящими на стене. Другой смотрит на нее скептически.
Одним из шедевров французской живописи конца XIX в. стала картина Клода Моне «Домик таможенника в Варанжевиле». Домик стоит над морем, на краю высокого холма, поросшего выжженной бурой травой. При взгляде на картину испытываешь ощущение тепла от нагретой солнцем земли, угадываешь запах высохшей травы и моря. Моне фиксирует то, что видит, но от картины веет такой правдой и полнотой жизни, что ее воспринимаешь как откровение.
Искусство начала ХХ в. представлено произведениями французских, немецких, нидерландских художников. Бельгийцы Рик Ваутерс и Пермене, норвежец Эдвард Мунк, австриец Оскар Кокошка соседствуют здесь с французами Маисом, Дюфи и др.
Привлекает внимание ранняя работа Пабло Пикассо: «Женщина, сидящая за столиком в парке». На фоне темной изумрудной зелени сияет светлая фигура, вздымаются белые перья шляпы, волной стелется платье. Пикассо, приехав в Париж, подхватывает традицию французской живописи начала XIX в, но приобретает новый блеск и выразительность.
Экспозиция заканчивается эпохой Первой мировой войны, но музей располагает и более поздними произведениями. Современное искусство он показывает в форме выставок, которые не претендуют на сравнение с классическими шедеврами, составляющими постоянную коллекцию.