На великокняжеских и царских свадьбах церемонии проводились по специально составляемому «свадебному чину», в котором не только подробно расписывался весь ход ритуала, но и назначались конкретные лица на почетные свадебные должности (чины). Получить назначение на свадебный чин считалось большой удачей для бояр и окольничих, так как после окончания свадебного пира все они получали богатые подарки, а многие и более высокие придворные должности.
Естественно, что на крестьянских свадьбах «свадебный чин» не составлялся. Порядок проведения свадебных ритуалов сложился веками, к тому же, везде были люди, считавшиеся знатоками подобных торжеств, помогавшие организовать и провести их в соответствии с традициями. Это касалось и свадебных чинов, которые в различных регионах немного отличались по названиям и обязанностям в ходе свадебных церемоний. Отметим, что свадьбы небогатых городских жителей проводились практически по тем же ритуалам, что и сельские.
Любопытно, что на крестьянских свадьбах специальных чинов было даже больше, чем на великокняжеских и боярских, где ряд функций выполняли официальные придворные или слуги, а из гостей ритуальные чины получали только самые почетные. На крестьянской свадьбе практически все участники получали специальные свадебные чины, которые для большинства просто подтверждали расположение к ним молодоженов и их родителей, не предполагая конкретных ритуальных действий.
Традиционно на свадьбах жениха и невесту именовали князем и княгиней, подчеркивая, что в этот день именно они главные на торжестве, а все остальные оказывают им почет и уважение.
Во многих местностях гостей именовали
На русской свадьбе обязанности родителей новобрачных выполняли посаженный отец и посаженная мать, часто ими становились крестный отец жениха и крестная мать жениха или невесты. Они сопровождали молодых в церковь на обручение и венчание, сидели рядом с ними на свадебном застолье. В ряде мест эти чины имели другие названия. Со стороны жениха — тысяцкий, воевода, дядька, сват, а со стороны невесты — божатка князева, сваха, сватья, свашница. Иногда на свадьбе назначались и посаженная мать, и свашницы. В этом случае последним отводились функции помощниц невесты. Они её одевали к венцу, переодевали, переплетали ей после венчания девичью косу в косы, надевали женский головной убор
Особая роль отводилась подневестнице и подженишнику, которые назначались из друзей жениха и подруг невесты. Они в ходе венчания держали над молодыми венцы, а затем выполняли функции, сходные с теми, что в наши дни отводятся свидетелю и свидетельнице. В ряде мест на подневестницу возлагались и функции помощницы невесты (подсвашницы).
Обязанности помощниц и оберегательниц невесты могли распределяться на нескольких женщин. В этом случае повивальня причесывала и повивала в женский головной убор голову невесты, снарядиха одевала её к венцу, переодевала и помогала готовиться к брачной ночи, подколпашница или постельница оформляла и оберегала свадебное ложе.
Почетным считался чин стряпухи, готовившей обрядовое свадебное угощение. У неё были помощницы — подстряпушницы, которые могли отвечать за приготовление отдельных ритуальных блюд. Иногда назначался пивник или винник, ведавший всеми хмельными напитками.
В ряде мест на свадьбах были специальные
В отдельных регионах назначалась кропильница, которая должна была после брачной ночи окропить «согрешивших» молодоженов святой водой, ведь им предстояло сидеть за свадебным столом под образами. Выполнять эту почетную обязанность могли попросить жену дьячка или пономаря, но кропильницей могла быть и родственница молодоженов.
Свадебные чины сохранялись на все время проведения празднества, длившегося не менее двух дней. Тем, кто выполнял конкретные функции в соответствии со свадебными чинами, по окончании торжеств полагались подарки от молодоженов и их родителей. Большое количество свадебных чинов не делало свадьбу заорганизованной. Все свадебные чины знали, что и в какой последовательности им предстоит совершать, чтобы и ритуал соблюсти, и веселье не нарушить.