Вот уже второй раз пересматриваем этот замечательный фильм, который совмещает в себе грацию, легкость и невозмутимость китайских мастеров восточных единоборств и холодный, полный северной мистики финский эпос «Калевала». Это действительно отличный и уникальный во всех отношениях образец финско-китайского фэнтези. Несмотря на свою, вроде бы, законченность, фильм заставляет каждого задуматься о своем и оставляет много вопросов без ответов. На мой взгляд, это по-настоящему оригинальный фильм, который стоит посмотреть и иметь в своей коллекции.
В сюжете фильма тесно переплетаются жизни легендарного героя Вяйнямёйнена и современного финского кузнеца Кая, который вот уже несколько лет видит во сне прекрасные ландшафты, великие битвы и древних прославленных воинов.
Возможно, именно это, может, желание угодить девушке, а может, зов крови и память предков привели к тому, что он начал учиться кузнечеству. Но уединение среди болот и необъяснимые фантазии совершенно не радуют его возлюбленную, и она решает покинуть город, сдав перед этим его кузнечные принадлежности в антикварную лавку с загадочным названием «Сангфу».
«Сангфу — это тибетское слово, по-монгольски это звучит „Сампо“. По легенде, мельница была сделана в качестве свадебного выкупа, но потом она разбилась. Кусочки разбросаны повсюду. Хорошее название для антикварного магазина.»
Владелец магазина Олеф Берг уже почти 10 лет исследует финский эпос «Калевала», пытаясь разгадать легенду о Сампо. Случайно, перебирая принесенные Ронни вещи, он выпачкивает руки в порошок (перемолотые в пыль волосы и ногти Кая), который используется при ковке.
Работая в секретной комнате под магазином, изучая найденный несколько лет назад удивительный искусно сделанный из неизвестно сплава короб, Берг прикасается к верхней изрезанной неким рисунком грани. От прикосновения срабатывает механизм, который должен открыть загадочный «подарок», найденный на востоке Карелии в одном из захоронений, датируемом XIX веком до н.э.
Боясь, что его догадка не верна, Олеф отправляется в гости к кузнецу Каю и предлагает вернуть ему вещи в обмен на волосы и ногти. Кузнец, удивленный таким предложением, соглашается, но, к сожалению, и этого оказывается недостаточно, чтобы загадочный механизм полностью сработал и короб открылся. И тогда исследователь идет на последний решительный шаг, который изменит не только его жизнь. Он везет короб к кузнецу и делится своими догадками, предполагая, что на самом деле демон из легенд не был убит Вяйнямёйненом, сыном кузнеца, поэтому Кай является его очередной реинкарнацией, а значит, может открыть «замок».
Согласно легенде, короб может открыть только сын кузнеца, и только в «минуту наивысшего отчаяния, когда утрачена последняя надежда». Понимая, что в его жизни наступило именно это мгновение Кай прикасается к загадочным письменам и открывает короб…
Рассказывать про сам фильм можно долго, но я не стану этого делать, потому что каждый увидит в нем свое, каждый найдет свои вопросы и ответы.
Я не кинокритик, однако хотел бы высказать свое мнение по поводу самого фильма. Томми Эронен (Синтай Син По/ Кай Пельколин), Маркку Пелтола (Олэф Берг), Чжан Жинчу (Пин Ю), Криста Косонен (Роня), Элле Куль (Мария, коллега Берга), Ченг Тайшень (демон) и даже Дан Хао (оруженосец Чо) — каждый из них «на своем месте», и складывается впечатление, что эти роли были написаны именно для них. Не зря Анти-Юсси Аннила говорил, что Томми Эронен оживил своего героя и тот будто бы сошел со страниц легенды.
Несмотря на то, что для многих актеров и членов «администрации» картины этот широкоформатный фильм был дебютным, сделан он очень качественно, красиво и захватывающе. Чего только стоят бои между героями, полные грации, взаимоуважения, драйва и непредсказуемости исхода, похожие больше на танец, чем на смертельный поединок…
Их разговоры, заставляющие задуматься о своей жизни, о жизни вообще, о судьбе, о фатуме, о предназначении… Благодаря великолепной работе оператора и прекрасной игре актеров, можно не только услышать, что говорят герои. Можно увидеть и даже почувствовать, что они хотели сказать, однако не могли, что они чувствуют, и какие эмоции и переживания их переполняют.
Анти-Юсси Аннила со всей серьезностью подошел к созданию этой картины, и ему это удалось, в том числе и благодаря композиторам Киммо Похьонена и Самули Косминеном (создавшим уникальный саундтрек, который вполне мог бы стать музыкальной версией финской «Калевалы»), а также хореографу-постановщику зрелищных боев Юй Янь Кая. Нельзя умалять и заслуги Тимо-Пекко Ниеминена, Лассе Килпиа и Иккой Хессе, которые не только смонтировали фильм, но и создали великолепные спецэффекты, подчеркивающие великолепие картины.
В завершение могу лишь сказать, что не только поклонники жанра «уся» (вуксия — жанр китайского приключенческого фэнтези, в котором особое внимание в основном уделяется восточным единоборствам, в частности ушу; «ушу» — восточное единоборство, «ся» — рыцарь) смогут насладиться этим фильмом, но и любители мифов, философии и просто хороших фильмов, а также почитатели красивых историй о вечной любви.