Выставки. Кому и зачем они нужны?

Реклама
Грандмастер

«Потянула она меня на вернисаж. В музей. На выставку, значит. Замучился-замучился, замучился-замучился! Горячего нет. Нет горячего! В „Третьяковке“ хоть солянка была! А на этом вернисаже — одна минеральная!!! И сыр. И тот весь загнулся!» (Аркадий Райкин, «В греческом зале»)

Для большинства из нас слово «вернисаж» неразрывно связано с одноименной песней: «На вернисаже как-то раз случайно встретила я вас…» и так далее. История небольшого романтического приключения, трогающая душу. И такое культурное слово «вернисаж» — оно завораживает, настраивает на нечто необычное, не так ли? И верно, персонажи песни вращаются среди картин, изучают их, но не находят там то, что хотели увидеть.

Реклама

Почему вдруг такая, можно сказать, художественная обстановка? Да потому, что вернисаж — это торжественное открытие выставки картин. И на него раздают приглашения, там собирают художников, критиков, прессу, телевидение, фоторепортеров — всех, кто может толково высказаться об экспонатах, кто может сделать рекламу, дать заказ художникам, кто может профинансировать такую выставку в будущем.

Естественно, здесь же — родные и близкие, потому что открытие выставки — это достаточно заметное событие в жизни каждого художника. Даже маститого и заслуженного, обладателя званий и наград.

История умалчивает, кто первый провел такого рода показ. Скорее всего, это был любитель искусства, который жаждал похвалиться своим собранием. Сначала зрителями были его семейные, потом ближний круг знакомых, а с течением времени (видимо, с ростом желания облагодетельствовать подданных) — и простые смертные.

Реклама

Сегодня выставки нужны прежде всего художникам, которые хотят денег и славы. А для завоевания славы и получения денег — надо продавать. А чтобы продавать — надо свои произведения где-то показывать.

Выставки нужны любителям искусства, которые хотят (и могут) украсить свой быт (или пополнить свои коллекции). Для них выставки — это знакомство и с новыми произведениями знакомых художников (под словом «художник» в данном случае понимается и скульптор, и график, и живописец), и с новыми художниками.

И наконец, выставки нужны массе людей, у которых нет больших возможностей, но которые любят прекрасное.

Можно говорить о просветительской роли выставок, о воспитании художественного вкуса, об образовательной функции выставочной работы — все это имеет место.

Реклама

Организация выставки включает в себя несколько моментов. Первое — место. Можно устроить выставку под открытым небом (такое делается для скульптур, например). Но если это выставка живописи — надо быть уверенным, что не будет осадков. Естественно, что выставки под открытым небом живут только один день — экспозиция меняется, потому что с таких выставок экспонаты продаются.

Это может быть частная галерея, которая выставляет работы одного художника или группы художников. Это может быть государственная галерея, в запасниках которой хранятся экспонаты, периодически выставляемые для обозрения.

Наименее трудоемкая выставка — под открытым небом. Если это выставка вольных художников (как, например, на Арбате или Монмартре), там вы не найдете ни экспликации*, ни этикеток**. Экспозиция***, естественно, складывается стихийно.

Реклама

К этому надо еще добавить, что экспонаты должны быть застрахованы от всякого рода неприятностей (огонь, вода, воры), а выставочный зал должен соответствующим образом охраняться (например, от любителей раскладывать селедку на плечах Аполлона).

Непременный элемент современных выставок- каталог, в котором воспроизведены работы всех участников выставки (но это могут быть не все выставленные произведения одного автора), приводятся краткие данные об авторах, названия экспонатов.

И вот оно то, что интересует очень многих: кто за все это платит? Надо снять помещение, оформить его и разместить экспонаты, сфотографировать экспонаты и выпустить каталог, разобрать экспозицию и вернуть зал в исходное состояние. Все это, сами понимаете, стоит денег. И страховка, за нее тоже надо платить.

Реклама

Может быть так, что картинная галерея, которая находится в ведении местной власти, получает задание сделать выставку с привлечением новых лиц за счет бюджета города. Может быть и несколько иначе: администрация выделяет не все деньги, часть затрат падает на плечи деятелей искусства.

В большинстве случаев при организации выставок экспонент (экспонент — участник, выступающий как автор произведения либо как его владелец) платит и за помещение, и за включение его работы в каталог. Затраты заметные, но художники идут на это, чтобы получить оценку. И не только и не столько публики — для них очень важно мнение коллег. Практически любая выставка — это вот такая возможность. И каждый стремится ее использовать. Естественно, художник отбирает для показа то, что лучше всего ему удалось, что точнее отражает его творческое кредо.

Реклама

Итак, выставка закончилась, часть экспонатов продана, часть вернулась к владельцам. Средства массовой информации откликнулись публикациями, каждый экспонент получил диплом участника, каталог, в котором воспроизведена не только его работа, но и его портрет. После этого художник получает несколько другой статус (особенно, если для него это первая выставка и первый каталог). Он уже не носит картины из галереи в галерею: у него в руках каталог, папочка с газетными вырезками, листочек с адресами статей в Интернете, в которых упомянуто его имя и даже есть фото его картин.

И очень может быть, что для художника именно эта выставка — новая ступень в совершенствовании, новый рывок к вершинам творчества и в конечном итоге — к тому уровню жизни, которого он хотел бы достичь.

Реклама

*"Экспликация — в практике художественных выставок — краткий текст, знакомящий зрителей:
— с характером экспозиции в зале;
— с содержанием, иконографией, историей выставленных произведений;
— с биографией и творческим обликом представленного художника."

**"Этикетаж — в практике художественных выставок — подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычно этикетаж содержит:
— фамилию, имя и год рождения автора;
— название произведения и его частей;
— материал и год исполнения произведения; дополнительно могут указываться
владелец произведения, его цена и т. д.
В музеях в этикетаж вводятся также элементы экспликации."

***"Экспозиция — в изобразительном искусстве — принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения.

Реклама

Экспозиция предполагает:
— научное обоснование, систематическую классификацию и последовательность представления экспонатов;
— доступность экспонатов для обозрения и изучения;
— оптимальное освещение;
— защиту и соблюдение норм консервации."

P. S. В декабре 2009 года в Тель-Авиве планируется выставка, посвященная столетию города: «Художники рисуют Тель-Авив». К участию в ней приглашаются художники всех стран. Организаторы планируют ее таким образом: художники будут рисовать город с натуры, фотографы будут снимать этот процесс, а кинооператоры будут снимать и художников, и фотографов.

Естественно, через некоторое время, по окончании пленэра, все картины будут выставлены на всеобщее обозрение. На вернисаже также планируется продемонстрировать Тель-Авив в стиле «Боди-арт» (эскизы таких живых картин уже прорабатываются).

Реклама