Проведённые в России исследования показали, что с точки зрения реализации в торговой сети наиболее важным является жанр литературы. Далее идут репутация автора, переплёт (твёрдый или мягкая обложка) и только на четвёртом месте оказывается содержание книги. Всё это объяснимо: вы же не будете читать книгу, стоя у прилавка книжного магазина; до содержания вы доберётесь, когда окажетесь дома.
Те же исследования показали, что наименее важными параметрами являются формат и объём книги, её название и название издательства.
Для того, чтобы получился best seller («лучше всех продаваемый»), надо обладать обострённой интуицией, догадаться какая книга нужна здесь и сейчас: именно в этом году, а не в следующем; именно на этой территории, а не на другом краю России.
Впрочем, ни автор, ни издательство, ни торговая сеть не могут заранее знать, какая книга разойдётся миллионным тиражом, а какую, в конечном счёте, придётся пустить под нож. Все понимают, что вероятность сконструировать бестселлер близка к нулю, и что подавляющая часть литературных произведений обречена на забвение.
И всё же, если вы поставили перед собой цель создать бестселлер, постарайтесь найти у автора (у себя) какие-то загадочные качества, выделяющие вас из огромной массы литераторов; попробуйте вспомнить, не обладаете ли вы какой-нибудь необычной профессией или титулом, нет ли у вас какого-то уникального достижения. Всё это имеет смысл указать чуть ли не на обложке книги.
Ещё можно добавить, что книга основана на реальных фактах — говорят, это тоже хорошо действует на потенциального читателя. Только ради бога не посвящайте написанную книгу своим бабушкам, дедушкам, родителям, жёнам или любовницам. Не знаю почему, но читателей это не вдохновляет.
Важно договориться с кем-либо из знакомых режиссёров (а ещё лучше с телеканалом) о съёмках сериала по вашей книге. Пусть это будет всего лишь предварительная договорённость, всё равно убедите издателя указать сей радостный факт на обложке. Многие зрители не прочь узнать сюжет телесериала заранее; глядишь, и раскупят вашу книгу. Ну, а если сериал не снимут, что ж, селяви!
Выберите «правильный» жанр. Чтобы получился бестселлер, не стоит писать мемуары, если только вы не являетесь известным политиком, общественным деятелем, либо знаменитым учёным, спортсменом или разведчиком. А вот отчаянные описания эротических приключений подойдут как нельзя кстати. Впрочем, не переборщите, тут, как и в любом творчестве, важно соблюсти чувство меры.
Полезно завести главного героя (героиню), переходящего из одной повести в другую и, в конечном счёте, из книги в книгу. Читатель привыкнет к нему и захочет узнать о дальнейшей судьбе.
Банально, но всё же скажу, что читателя следует держать в постоянном напряжении. Возможно, это пойдёт во вред его психике, зато вашу книгу он дочитает до конца. Для финала своего опуса приберегите какой-нибудь сюжетный взрыв, разумеется, в переносном смысле этого слова. Либо подумайте над тем, чтобы в книге была некая недосказанность, пусть читатель включит собственную фантазию и «допишет» ваш шедевр самостоятельно.
Из суммы всего перечисленного выше и складывается читательский спрос. Причём все эти компоненты действуют в комплексе и, как представляется, синергично.
Безусловно, конструировать бестселлер надо вместе с издателем, и хорошо, если вам повезёт, и издатель окажется сведущим по этой части человеком. Но самое главное, помните: в большинстве случаев best seller — штука временная, быстро забывающаяся и не претендующая на роль «нетленки». И тогда, стоит ли тратить время на подобную книгу?!