Объёмы потоков информации уже таковы, что сознание человека просто «отключается», защищая свой «внутренний компьютер» от перегрузки. Так и находится сей «прибор» в «спящем режиме», пока не случится нечто, что его «разбудит».
А что это будет за «будильник»? Вот об этом сейчас и поговорим.
Информация будет полезна всем. Начинающим журналистам (блогерам, копирайтерам, писателям
Итак, начнем.
Американский журналист и писатель Рой Питер Кларк (Roy Peter Clark), не путать с Питером Кларком, автором книг по математике для детей, задался целью создать идеальные приёмы письма и даже выпустил книгу «50 приемов письма».
По его словам, «…это произошло, когда я понял, что уже около ста лет авторитеты в области письма учат одним и тем же вещам». По его разумению, «за сто лет произошли такие существенные изменения в сознании читателей, что старые приёмы уже не работают. Эти приёмы уже не вызывают тех эмоций и откликов, которые должны вызывать».
Далее 50 предложенных приёмов были сокращены до 20-ти, а для самых начинающих вся новостная журналистика сведена Роем в
1. Подлежащее и сказуемое должно стоять в начале предложения. Эта конструкция делает предложение понятным с самого начала. Пример. «Нью-Йорк Таймс», заметка (The New York Times) Лидии Полгрин (Lydia Polgreen): «Восставшие захватили второй по величине город на Гаити Кап-Аитьен (далее идут примерно 20 слов второстепенной информации). Полицейские спасались бегством». Далее идет собственно статья, раскрывающая подробности. Чтобы избежать монотонности, лучше делать предложения разной длины.
2. Используйте простые формы глаголов в настоящем и прошедшем времени. Сильные глаголы вызывают сильные эмоции. Пример. Именно в таком стиле была написана вся эпопея Джеймса Бонда, «Агента 007». «Бонд поднялся по лестнице, открыл дверь и закрыл ее за собой. Он стянул с себя одежду, пошел в ванную и несколько минут стоял под душем… Внезапно Бонд напрягся…» Следовательно, необходимо избегать слов, которые «смазывают» действие: вроде бы, скорее всего, похоже, должно быть, кажется, возможно, обычно…
3. Избегайте наречий. Они обычно просто дублируют глагол. Пример. «Взрыв полностью уничтожил церковь.» А разве изменится смысл, если написать проще: «Взрыв уничтожил церковь.»?
4. Ставьте сильные слова в начале и конце предложений. Избегайте запятых, ставьте точки. На точке мысль временно останавливается. Следующая фраза будет прочитана более внимательно. Пример. «Вчера произошло три главных события — смерть сенатора, крушение вертолёта, трагедия в частной школе». А теперь внимание. Слова те же! «Вчера произошло три главных события. Смерть сенатора. Крушение вертолёта. Трагедия в частной школе.» Какая фраза подействовала на Вас лично сильнее?
5. Позволяйте словам работать в полную силу. Не повторяйте часто экспрессивные слова, вызывающие сильные эмоции. Это быстро вызовет пресыщение и нужного воздействия не окажет.
6. Обыгрывайте слова. Вставляйте в текст «несерьёзные» слова, которые обычно игнорируются в «солидных» статьях, но средний читатель их прекрасно понимает и воспринимает. Пример о буднях войны в Ираке из двух разных газет: «Разьярённая толпа растерзала трупы американцев» и «Торжествующая толпа растерзала трупы американцев». Какая фраза точнее описывает настроение толпы?
7. Выясняйте мельчайшие подробности. Именно мелкие детали (кличка собаки, одежда окружающих
8. Отвергайте «творческие клише». Ищите оригинальные ассоциации. Давно уже надоели всем «люди в белых халатах», «раскрыть карты»
9. Будьте проще. Подбирайте простые, общеупотребительные слова вместо профессиональных терминов или сленга. А если уж иначе никак нельзя, объясняйте значение непонятных слов и выражений.
10. Новости уходят корнями в рассказы, повести, романы, поэмы и мифы. Изучайте наследие предков, читайте больше. Тогда Вы сможете точнее, романтичнее, поэтичнее (и мифологичнее) выразить свои мысли по поводу того или иного события.
Вот и весь минимум. Рой предупреждает — это лишь приёмы, а не жесткие правила.
Главное правило журналиста (блогера, копирайтера, писателя) — писать в своей индивидуальной манере. Быть непохожим на других!
Тогда и будет Вам почёт, уважение и любовь читателей.
Дерзайте!