Амурский казак Дмитрий Пешков: на коне от Амура до Балтики?

Реклама
Профессионал

26 октября 1899 года простому амурскому казаку Дмитрию Николаевичу Пешкову исполнилось 30 лет, а рано утром 7 ноября 1899 года он отправился в дальний путь — на Запад, предварительно испросив у начальства отпуск на шесть месяцев. Под седоком был конь амурской породы по кличке Серко.

Официально считается, что в дальнее путешествие Пешков отправился по собственной инициативе, следуя примеру корнета 26-го драгунского Бугского полка М. В. Асеева.

Весной 1899 года Михаил Васильевич проехал из города Лубны Полтавской губернии в Париж, где в это время проходила Всемирная выставка, преодолев за 33 дня 2633 км. Этим пробегом М. В. Асеев решил на практике доказать высокие качества русской фронтовой и офицерской лошади. Ехал он «двуконь» — на кобылах Влага и Диана. В Париже русского офицера встретили с восторгом. Диана и Влага были представлены на Всемирной выставке, как и их портреты, написанные тут же художником

Реклама
И. М. Прянишниковым.

(Хотя пробег был частной инициативой Асеева, его славный поступок был замечен и отмечен — по возвращении в Россию по Высочайшему повелению поручик был переведён в лейб-гвардии Уланский Её Величества полк. Позже Асеев окончил Николаевскую академию Генерального штаба, служил в Генеральном штабе, с 1906 года в чине полковника исполнял должность начальника штаба 3-й Кавказской казачьей дивизии).

По примеру корнета Асеева и сотник Пешков решил доказать, что азиатские лошади («монголки»), которые использовались забайкальскими и амурскими казаками, гораздо выносливее европейских породистых скакунов. Хотелось ему и мир повидать, и себя испытать…

Д. Н. Пешков — потомственный казак. Он рано потерял родителей, воспитывался в сиротском доме в Иркутске. Затем он окончил — по 1-му разряду — Иркутское юнкерское училище. Службу нес в Амурском казачьем конном полку, где исполнял обязанности казначея, заведовал оружием, временно заведовал хозяйством полка. В служебных аттестациях

Реклама
Д. Н. Пешков всегда характеризовался как «выдающийся».

Удивительно, но сохранилось и описание особенностей Серко. При отсутствии породистости и незначительном росте у коня был «…шаг большой, свободный; рысь покойная и выдающаяся».

Путешествие казака было полно опасностей и приключений. Большую часть пути — по Забайкалью и Сибири — Пешков ехал в 40-градусные морозы, в Томске его арестовали, приняв за беглого каторжника, временами он сбывался с пути, а от Верхнеудинска до Иркутска ехал совсем больной.

После Омска дорога стала спокойнее. Начиная с Казани — в Нижнем Новгороде, Владимире, Москве, Твери, Петербурге — Пешкова встречали как героя и принимали с почестями.

Реклама

В Петербург Д. Н. Пешков прибыл 19 мая 1890 года. Беспримерное путешествие продолжалось 193 дня. За это время Серко и всадник преодолели 8283 версты. Средняя скорость в пути составляла 56 верст в сутки.

27 мая на параде лейб-гвардии Конногренадерского и Уланского полков Император Александр III вручил Пешкову орден св. Анны 3-й степени, затем беседовал с ним и осмотрел Серого. После парада Пешкова пригласили на завтрак во дворец, где он был представлен всем членам Императорской Фамилии.

По Высочайшему повелению время, которое было потрачено на путь от Благовещенска до Петербурга, было зачтено Пешкову как командировка с соответствующей оплатой (двойные прогонные деньги составили сумму в 821 руб. 49 коп.) и предоставлением отпуска. Пешков провел его в путешествиях по святым местам Палестины.

Реклама

После возвращения он был зачислен в офицерскую кавалерийскую школу в Петербурге. По окончания учебы вернулся в свой полк, откуда и ушел в отставку в чине полковника в 1908 году. О том, как нес службу Д. Н. Пешков, свидетельствуют награды: ордена Святого Станислава 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени, серебряные медали — в память царствования императора Александра III и «За походъ в Китай 1900−1901 г.», итальянский офицерский крест ордена Св. Маврикия и Лазаря, французский Кавалерский крест Почетного легиона.

Официально путешествие Пешкова считалось частным делом, но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что проходило оно по четкому графику, торжественные встречи были хорошо подготовлены, а подарки подобраны заранее и на дарственных надписях значились не случайные даты. Например, 3 мая 1890 года — именно тот день, когда путешественник прибыл в Москву. Словно кто-то знал об это загодя.

Реклама

Может быть, путешествие амурского казака было разведкой перед поездкой цесаревича Николая? В 1891 году он, выполняя поручение отца, императора Александра III, на крейсере «Азов» отправился из Петербурга в путешествие на Восток, а затем проехал через всю Россию от Владивостока до столицы. Некоторые отрезки его пути совпадают с маршрутом Пешкова.

В 2006 году режиссер Жоэль Фарж снял франко-российский фильм о путешествии Пешкова, который назвал «Серко». Конь, чья кличка попала в кинематограф, остаток жизни провел в царских конюшнях и был похоронен в Царском Селе, на единственном в мире кладбище лошадей.

Реклама