Бруно Фрейндлих: последний представитель императорского театра?

Реклама
Грандмастер

10 октября 1909 года, 100 лет назад, в Петербурге, в семье Артура Фрейндлиха, потомка немецкого стеклодува, приглашенного в Россию Петром I, родился наследник, которого назвали Бруно. Детство мальчика пришлось на тяжелые военные, революционные и послереволюционные годы. Но самое главное — он сумел сохранить веру в будущее и рано понял, что только искусство может сделать этот суровый мир добрее…

Когда Бруно исполнилось 22 года, он поступил в Ленинградский театральный техникум, и тогда же он был принят в Ленинградский государственный театр имени обкома ВЛКСМ (или, как его потом называли, театр рабочей молодежи — ТРАМ). Совмещать служение музам и учебу прилежному парню было нетрудно. К тому же в труппе он познакомился с симпатичной актрисой Ксенией Федоровой. Молодые люди поженились, в 1934 году, в год выпуска из техникума, у них родилась дочь, названная Алисой.

Реклама

Война разрушила семью…

Вскоре после этого Бруно поступил в институт повышения квалификации работников искусств, там же в Ленинграде. А перед самой войной судьба распорядилась так, что театр отправился на гастроли в Ташкент. Бруно поехал вместе с труппой, а Ксения с дочерью вынуждены были остаться в Северной Пальмире. А вслед за этим начавшаяся война окончательно оформила раздел семьи — Бруно и Ксения так и не смогли идти по жизни вместе.

С другой стороны — когда разразилась война, начали преследовать обрусевших немцев. Останься Бруно в Ленинграде, почти наверняка ему не удалось бы избежать ареста (власти отыгрались на брате и его семье). Таким образом, косвенно артисту удалось уберечь, по крайней мере, супругу от ареста.

Реклама

Два с половиной военных года Бруно Фрейндлих провел вместе с Театром юного зрителя на Урале, в г. Березники. Там же он познакомился со своей новой любовью, так что в город на Неве он вернулся после победы со второй женой, у них подрастала дочь Ирина. Но и «ленинградская» дочь Бруно — Алиса — несмотря на неудовольствие новой супруги отца, иногда встречалась с ним, ей очень хотелось, чтобы Бруно уделял ей внимание. Причем, встречи проходили «на стороне», сводная сестра Алисы узнала о ее существовании гораздо позже…

Как Хлестаков Тургеневым стал?

Сразу после возвращения в Ленинград сбылась мечта актера о съемках в кино. Впрочем, успех на экране пришел к нему уже после 1948 года, когда он уже стал служить в Ленинградском театре драмы имени

Реклама
А. С. Пушкина (Александринский театр). К тому времени он уже стал довольно-таки импозантным мужчиной, к тому же с блестящим умением перевоплощаться. Его интеллигентность, так называемую «породу», невозможно было никуда спрятать. Он всегда держался прямо, гордо и от него так и веяло уверенностью в собственных силах. Не случайно одна из первых же его работ в кино — Гульельмо Маркони — в фильме «Александр Попов» была сыграна им столь блестяще, что актер получил Сталинскую премию второй степени.

Когда режиссер Григорий Козинцев предложил Бруно Артуровичу сыграть роль Хлестакова, актер искренне удивился. Хлестаков — это молодой человек, к тому же прощелыга, а сам Фрейндлих человек более чем изысканный. Но режиссер настаивал, и неожиданно Бруно «перевоплотился»: он бегал по сцене, словно молодой, играл вдохновенно, роль оказалась принята всеми!

Реклама

Примерно же в это самое время ему удалась роль, лежащая на другом полюсе — он не менее правдоподобно сыграл Гамлета. А чуть позже ему улыбнулась подлинная удача — он нашел себя в роли Ивана Сергеевича Тургенева. Он играл ее и в театре, и в кино, скажем, в фильме «Чайковский». При этом Бруно Артурович не только очень тонко чувствовал текст, но и старался сделать так, чтобы роль «жила» самостоятельной жизнью, развиваясь от спектакля к спектаклю, а не только по ходу действия. Именно в этом он видел залог того, что с каждой постановкой роль не будет «вянуть».

Герои разных эпох…

Фрейндлих обладал ярко выраженной харизмой, как бы выразились сегодня, во времена его жизни так не говорили. И не случайно ему поручали роли самых разноплановых исторических героев. Пожалуй, никому из актеров, кроме Бруно Артуровича, не удалось сыграть такие разноплановые роли, как адмирал Канарис, барон Врангель, маршал Шапошников.

Реклама

А еще он очень гордился своей дочерью Алисой, тем, как она из начинающей, подающей надежды молодой актрисы превратилась в приму театра, на которую специально идут зрители…

Бруно Артурович прожил очень долгую и насыщенную жизнь, он выходил на сцену Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина более полувека. И не случайно его называли патриархом Александринского театра или последним великим представителем императорского театра. И даже когда он по состоянию здоровья не смог уже регулярно играть в спектаклях, специально для него время от времени назначали «Элегию», в паре с Валентиной Паниной они играли этот спектакль в течение 23 лет.

Великого актера не стало 7 июля 2002 года. Так по крайней мере сообщается на сайте Алисы Бруновны Фрейндлих. В некоторых других источниках стоит дата 9 июля. Но дочери я склонен верить больше…

Реклама