Правильно у Шекспира замечено: не пей его, окаянного, хотя in vino veritas. А то винцо она попивает, но толку в нем не смыслит. Пить вино и понимать вино — две большие разницы. Все пьют, но мало кто понимает, в чем этот самый винный veritas. Что такое вино хорошее, вино так себе и вино плохое? Почему одна марка может равняться по стоимости хорошему автомобилю, а другая — рубль за пучок?
Что искать?
Учимся искать истину в вине? Тогда уточним, что их несколько, и каждая из них важна для букета нашего благородного напитка.
Дегустирование на сладкость: самое первое и простое восприятие напитка как сладкого или сухого вкуса определяется уровнем содержания сахара в вине. Чем выше уровень сахара, тем алкогольней оно.
Дегустирование на кислость: следующее, что воспринимает наш язык, это — кислотность. (Представим себе разницу между простой водой и виноградным соком — вот так работает наш вкусовой аппарат при определении кислотности вина.) Кислое вино?! Брр… Но именно этот фактор придает вину вкус свежести и «хрустящести». Много кислоты — вино воспринимается как кислятина и острятина. Но если кислинки не хватает, вино зазвучит во рту плоско: пирожок ни с чем.
Дегустирование на вязкость, терпкость,
Дегустирование на спиритуозность: умеренная спиритуозность придает вину сластинки. А если уровень алкоголя высок и находится в дисбалансе с танином и ягодами-фруктами, тогда вкус вина ощущается как «горячий», острый, и пьется такое вино трудно.
Дегустирование на послевкусие: тонкая вещь. Ловить послевкусие следует после первого глотка вина. Иногда послевкусие служит лакмусовой бумажкой качеству вина: оно может обогатить его дополнительными плюсами и огорчить минусами (послевкусием шоколада или послевкусием отрыжки от бражки деревенской). Длительное, приятное послевкусие во рту говорит о хорошем балансе компонентов и о качестве напитка. И вот тут наступает момент истины: когда послевкусие ушло, спросите себя, какой у вас получился роман с этим вином, понравилось ли оно вам, или ему еще надо постареть немножко и открыть свою истину с годами?
Как искать?
Давайте согласимся, что не существует единых и безоговорочных критериев того, какой должен быть у вина вкус или аромат. Наш вкусовой тестер устроен так индивидуально, что «на вкус и цвет…». Поэтому главное — не спешить и все делать как при замедленной съемке. Мы помним, что вино никогда ничем не закусывают (настолько оно самостоятельно!). Заедки — дурной тон. Но если надо сделать передышку между дегустациями, профессионалы-эксперты просто выпивают несколько глотков воды, а любители могут заесть щепоткой мягкого белого хлеба. Если вы дегустируете несколько марок вин, начинайте всегда с белого и постепенно переходите на более тяжелые красные вина. Это поможет вашим вкусовым колбочкам плавно адаптироваться.
Бокал: винный бокал должен быть из абсолютно прозрачного стекла с закругленными внутрь краями. Такой бокал направляет аромат вина непосредственно в нос дегустатору. Никогда не держите бокал за его «тело» — только за ножку! Какая разница? — И вкус и аромат вина могут измениться от соприкосновения с температурой вашей руки.
Наливаем: льем плавно по стеночке бокала вина на донышко. (Только единственное вино — яблочный сидр — льют агрессивно с высоты в метр и выше!).
Дегустация глазами: лучше всего вино расскажет о себе при дневном естественном освещении. Поднимаем бокал всегда на фоне белой или просто светлой поверхности. Учимся есть вино глазами: прозрачное оно или мутноватое, какого цвета оно. Красные вина сильно варьируются по степени и тональности окраски: молодые вина обычно имеют яркий малиновый цвет в центре и красновато-коричневый по краям. Выдержанные вина обычно с возрастом приобретают кирпичный цвет, а десертные вина, выдержанные в дубовых бочках, отличаются золотистостью цвета. Белые вина имеют цвета от бледно-зеленоватого до глубокого золотисто-коричневого и совсем золотого.
Аэрирование вина: перед первым глотком в вино надо вдохнуть жизнь, оживить его. Для этого мы твердо держим бокал за ножку на плоской поверхности и вращаем бокал 10−20 секунд. Для чего это нужно: когда вино пропитывается воздухом и расплескивается слегка по стенкам бокала, оно лучше делится своим ароматом, испаряясь со стенок бокала. Побежалость вина по стенкам может тоже о многом рассказать специалисту — так судят о «плотности» напитка. (Я, например, знаю, что время скольжения капель хорошего коньяка должно быть не менее 10 секунд).
Теперь наш напиток аэрирован и готов к дегустированию обонянием. Сейчас я многих удивлю (как и сама удивилась в свое время): 80% нашего ощущения вкуса сидит именно в носу! Поэтому не зря в народе шутят, что хороший нюх — на выпивку! Нюхать вино — целая наука: специалисты говорят, что самый оптимальный вариант — нос на расстоянии 2−3 сантиметров от края бокала. Есть, однако, мнение, что нос следует заглубить в бокал и вдыхать каждой ноздрей поочередно. Только учтите одно — нос очень быстро устает от обонятельных усилий и, как говорят собаководы, нюх «заваривается». Редкие теперь признанные знатоки предпочитают делать 2−3 быстрых «нюха»: один-два по первой методике, или два-один с носом в бокале. Они утверждают, что на расстоянии вы можете уловить легкие цветочно-ягодные ароматы вина, а «носом в рюмку», на глубине удается вынюхать более тяжелые древесные и пряные запахи.
И вот он, настал момент долгожданного глотка божественного напитка. Только после прохождения всех стадий искушения вином мы, наконец, готовы к смакованию. Мы подготовили себя к этому глотку при помощи всех других наших чувств! Делаем небольшой глоток и «прокатываем» его от кончика языка к горлу перед глотанием. Дегустаторы советуют втягивать вино тонкой струйкой через сжатые губы — это помогает вину аэрироваться и глубже раскрыть свои качества.
«Прокатывание» вина — существенный момент, так как наш язык устроен очень интересно: кончик языка отвечает за распознавание сладкого, центр языка отвечает за кислое, а края за соленое. Задняя часть распознает спиритуозность и горечь напитка. Если вы хотите почувствовать и послевкусие вина, вы заслужили право проглотить вожделенный глоток. Но если вы дегустируете несколько марок вин, то глоточек лучше сплюнуть — так делают профессиональные дегустаторы. (В дегустационных залах для этих целей установлены в ногах специальные индивидуальные плошечки).
Вот теперь Шекспир может разрешить выпить вина своей Гертруде, и пока она пьет, я порассуждаю на темы практические. В каждом приличном ресторане хорошего класса должен быть винный мэтр — сомелье. Только в дешевом кабаке официант сначала спросит гостей, что они желают выпить. Нет, друзья, сомелье появляется только тогда, когда гости уже четко определились, что они желают съесть. И уже исходя из этого, сомелье может рекомендовать подходящие под их блюда вина и крепкие напитки.
Такие напитки сомелье предлагает продегустировать: вам прикатят столик с напитками, на которых вы и ваш винный консультант остановили свой выбор. Вот здесь нам и пригодится наше умение дегустировать несколько вин вашего выбора. Сначала сомелье должен непременно показать (начиная с прекрасных дам) винную этикетку и рассказать в двух словах о вине: год урожая, название винного дома, ордена и медали. Затем (опять-таки, начиная с нас, прекрасных) налить по глоточку вина в бокалы из бутылки в «галстуке из салфетки». К бутылке с вином не положено прикасаться голыми руками. А связано это с тем, что некоторые старые вина знаменитых винных домов хранятся до выступления подвальной плесени на бутылках. Вот эта плесень и говорит о возрасте напитка! Салфетки от особо раритетных вин обычно отдаются гостям на память.
Все крупные винные магазины мира проводят тематические дегустационные акции. Очень полезно пошататься по таким акциям. И вот почему: к каждому вину дается аннотация. Если в вине обнаружено, скажем, малиновое послевкусие или цитрусовое, уже знаешь, чего искать, смелее и раскованней открываешься напитку. Полезно также почитать общую информацию виноторговых домов — вот так я узнала, что испанские вина урожая 2009 года вышли особенно успешными. Ушки на макушке: взять на заметку и воспользоваться этими ушками годика через три, когда вино наберет свой букет. А пока будем пить наши вина грамотно и творчески — прозит! За вас!