Двадцативосьмилетний чешский художник Альфонс Муха приехал в Париж, чтобы совершенствовать свое мастерство. Позади были первые детские пробы таланта в годы учения в Брно (так и не оконченного по причине прогулов и прохладного отношения к урокам Закона Божьего), отказ в приеме в Пражскую академию искусств на том основании, что «полностью лишен таланта», учеба в Мюнхенской академии изобразительных искусств, куда был принят сразу на третий курс за высокие способности и уверенное владение кистью.
А между этими вехами чего только не было: служба мелкой сошкой в суде — для заработка, работа маляром, рисование уличных портретов, декораторские работы в театрах, роспись стен и потолков в апартаментах толстосумов. Но не будь этих настенных и потолочных амуров, амазонок, диковинных цветов
Граф, оставшийся весьма удовлетворенным видом интерьеров, преображенных рукой живописца-любителя, сделал широкий жест покровительства в пользу талантливого художника: оплатил обучение Альфонса Марии в Мюнхене, а затем отправил его за свой счет в Париж.
Итак, в 1887 году молодой человек впервые в жизни ступил на мостовую Монмартра, чтобы учиться в академии Жульена. Едва освоившись в новой обстановке и уже начав грезить о первой персональной выставке, получил сообщение от своего мецената о том, что в связи с финансовыми затруднениями тот прекращает высылку денег.
Началось, по его собственным словам, «страшное время трудностей и лишений». Оставшись без средств к существованию, А. Муха экономил на еде, чтобы купить краски, но семью не только не стал беспокоить, но еще и писал, как успешен, и подкреплял это заявление подарками.
На что же существовал бедный художник? Подрабатывал на всякой мелочи типа ресторанных меню, визитных карточек, календарей, афиш
… Рождественские подарки бывают чудом не только в детстве, и нашему герою, к счастью, довелось это испытать. В канун Рождества 1894 года он получил очередной театральный заказ: нужно было создать афишу к премьере спектакля «Жисмонда» в театре «Ренессанс». С нее, придуманной и воплощенной за одну ночь, и началась настоящая слава Альфонса Мухи.
Сама Сара Бернар (а это был ее театр) выразила восхищение, пожелала познакомиться с автором и устроила его главным декоратором в названном «храме искусства». По контракту сроком на шесть лет художник помимо афиш оформлял декорации и костюмы для спектаклей, и великая актриса была его Музой.
Но кроме того, на художника с той рождественской поры, как конфетти из хлопушки, посыпались заказы на рекламу шампанского, мыла, шоколада, спичек, папиросной бумаги, — чего угодно; подготовку календарей, открыток, игральных карт… В феврале 1897 года в Париже состоялась его первая выставка, где было представлено 448 рисунков, плакатов и эскизов. Успех был оглушительным, и экспозиция затем демонстрировалась в Вене, Праге, Лондоне. Его уже называют основателем «арт нуво»,
Он создает декоративные панно, эскизы ювелирных украшений, разрабатывает дизайнерские и архитектурные проекты, в том числе весьма значимые, но… мечтает о живописи. Для воплощения мечты отправляется в США, чтобы подзаработать на портретах и взяться за осуществление замысла.
Но перед этим маэстро женился на Марии Хитиловой, и взаимная любовь Альфонса Марии и его ненаглядной Марушки согревала сердца супругов до последних дней жизни художника. Им не мешала двадцатидвухлетняя разница в возрасте, они не обращали внимание на финансовые долги, — счастье зиждилось на неугасимом светлом чувстве.
Америка, куда молодая семья прибыла в 1906 году по приглашению общества иллюстраторов, встретила плакатами: «В Соединенные Штаты приехал самый великий художник-декоратор всех времен!» и не преминула воспользоваться европейской популярностью художника в области рекламы и дизайна.
Тем не менее, А. Мухе удалось снискать славу на поприще портретного искусства. В 1909 г. он написал портреты двух дочерей американского промышленника и дипломата Чарлза Р. Крейна, которого ему в ходе общения удалось заразить давно задуманной идеей создания Славянской эпопеи и заключить контракт на ее живописное воплощение.
Со страстным намерением взяться за реализацию проекта А. Муха возвращается в Чехию, пишет одиннадцать больших полотен, они впервые с большим успехом демонстрируются в США, продолжает писать (всего создано 20 картин) и в 1928 году вместе с Крейном передает их в дар Праге. Круг художественной критики не воспринял эти монументальные картины как высокохудожественные, католическая церковь тоже выразилась определенным образом… Мастеру афиши и интерьера указали на место и отказали в признании его «серьезной живописи».
Зато нацистские оккупанты, вторгшиеся в Чехию в 1939-м, проявили пристальное внимание к славянскому циклу А. Мухи, и 78-летнего художника, недавно с трудом перенесшего пневмонию, вызвали на допрос в гестапо. Вскоре он умер. Сами полотна фашистам найти не удалось, они были спрятаны в бомбоубежище, где — увы — пострадали, так что потребовалась реставрация.
А что сейчас? Бережно хранятся первые эскизы чехословацкого государственного знака, чехословацкой марки и ряда банковских билетов, которые Альфонс Мария Муха сделал в 1918 году по поручению государственной власти вновь образованной Чехословацкой Республики.
Открытки его до сих пор тиражируются, а плакаты и афиши расходятся арт-постерами.
В последние десятилетия все чаще раздаются голоса, что живопись А. Мухи — вершина чешского монументального искусства. И, как говорят, уже разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка специального здания для экспонирования славянского цикла самого знаменитого художника Чехии. Поживем — увидим.