Такова печальная действительность: вот уже несколько моих статей о великих фильмах и великих актерах вышли с посвящением «Памяти…». 14 сентября 2009 года умер один из самых ярких и запоминающихся мужчин в Голливуде — актер Патрик Суэйзи, ставший знаменитым и завоевавший сердца миллионов женщин по всему миру после выхода фильма «Грязные танцы».
Говоря о фильме «Грязные танцы», попавшем на девяносто второе место в списке «Ста лучших мелодрам Голливуда», хочется назвать его балладой. Такая щемящая душу, полная романтики и глубоких эмоциональных переживаний баллада в сопровождении мелодий в стиле ритм-энд-блюз.
В 1987 году, когда фильм вышел на киноэкраны, его появление стало равносильно разорвавшейся бомбе, наполненной разноцветным конфетти — он словно принес с собой давно забытый праздник из золотых времен начала шестидесятых. Именно поэтому и сегодня многие из нас в минуту, когда хочется впустить в свою жизнь хоть чуточку праздника, достают с полки коробочку с фильмом «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи в главной роли.
Помня о феерическом успехе фильма с довольно банальной историей в основе сюжета, который в 36 раз превысил по сборам свой бюджет, сегодня студия Lionsgate собирается снять на него римейк. Злые языки при этом не устают напоминать о провале фильма «Грязные танцы-2», вышедшем в 2004 году и превысившем по соборам свой бюджет в 25 миллионов всего лишь на 2 000 000, едва-едва оправдав затраты.
Сможет ли повторить вновь снятый римейк успех первого фильма? Время покажет. Но нужно иметь в виду, что та особая атмосфера фильма, за которую мы все и являемся его поклонниками, складывается не только из сюжета и музыки, не только из романтики и зажигательных ритмов, не только из обаяния прекрасного дуэта Патрика Суэйзи и Дженнифер Грей. Фильм дарит нам такие особые ощущения еще и благодаря внутреннему состоянию общества в тот далекий 1963 год, когда невинные по нынешним меркам танцы называли «грязными».
О чем фильм? Конечно, о любви. Но еще и о том, как в жизнь домашней милой Детки врывается чувственность, эротика, как танец, музыка нарушают ее привычный мир, внося в него свежие краски, дают возможность почувствовать себя настоящей женщиной.
В фильме очень контрастно поднимается проблема социального неравенства. С самого начала мы видим, что общество, в котором находится Детка (Бейби) и ее семья, четко разделено на высшее общество отдыхающих и низшее — тех, кто развлекает и обслуживает отдыхающих. Честно сказать, с тех пор мало что в этом плане изменилось, это я могу сказать как человек, проработавший много сезонов в различных санаториях и детских лагерях на побережье. Другое дело, что в наше время танцы бывают «погрязней» тех, что показаны в фильме.
Герой Патрика Суэйзи, Джонни Кастл, учит Детку гораздо большему, нежели просто плавно и красиво двигаться и держать спинку. Он учит ее в какой-то степени плавно и уверенно двигаться по жизни, держа спинку и гордо подняв голову.
Патрик Суэйзи с его блестящей хореографической подготовкой, стал настоящей знаменитостью после выхода фильма. Восторженные зрители, а особенно зрительницы, сразу же окрестили его «самым сексуальным мужчиной» США, да и всего мира. Актер в фильме, конечно, великолепен. Его природное обаяние, внешняя привлекательность и сдержанная мужская чувственность в сочетании с высоким актерским профессионализмом создали неповторимый образ красивого учителя танцев Джонни, в которого с удовольствием влюбилась бы по уши любая из зрительниц и поклонниц этого великолепного фильма.
Да это и не мудрено: фильм буквально пронизан эротизмом. То, как режиссер снимает танец, чувственные романтичные сцены, как использует для создания нужного эффекта музыку, говорит о том, что Эмиль Ардолино — настоящий мастер танцевального кино. Кстати говоря, своим успехом фильм во многом обязан музыке, а особенно песне «The time of my life», за которую фильм получил заветного «Оскара» в номинации «За лучшую песню». Еще одна замечательная песня звучит в фильме в момент расставания актеров. Это песня «She's like the wind», которую исполнил, кстати, сам Патрик Суэйзи.
В фильме очень много эпизодов, которым просто хочется аплодировать стоя: это и сцена на озере, и танец на бревне, и, конечно, последний танец Джонни и Френсис. Интересно, кстати, было наблюдать, как Детка (Бэйби) к концу фильма превращается во Френсис, уже не боясь подпускать слишком близко к себе жизнь, так близко, как танцуют партнеры во время «грязного танца».
Мне всегда казался этот фильм родным и уютным, как старый любимый клетчатый плед. Почему? Наверное, он воссоздает атмосферу нашего детства — времени, когда мы были полны мечтаний и надежд, когда нам было надежно и спокойно за родительской спиной, когда мы все, как один, мечтали изменить мир к лучшему. И неважно, выпало ли наше детство на шестидесятые или на восьмидесятые годы — атмосфера та же. И еще подкупает тот факт, что в этом замечательном кино все по-честному, все называется своими именами: аборт, обман, любовь и подлость.
«Грязные танцы» — это фильм о «любви некстати», о любви между людьми, которые не подходят друг другу по своим личным соображениям или чьему-то авторитетному мнению, которым не суждено быть вместе. Но этот фильм и о том, что чудеса случаются, причем совершаются они, в большинстве случаев, самими влюбленными. «Грязные танцы» — это фильм, после которого засыпаешь с улыбкой. Таких фильмов очень мало, но, к счастью, они есть!