У В. Даля, например, прочитаем, что это «таинственное слово, перешедшее от древних евреев и греков; род заговора, особенно от лихорадки, который пишется треугольником и носится в ладанке». Брокгауз и Ефрон согласны с ним лишь отчасти, а именно в том, что речь идет о «таинственном чародейском слове», которое использовалось «как средство от лихорадки», но, по их толкованию, происхождение имеет персидское, а пишется «в виде четырехугольника или опрокинутого треугольника на лоскутке».
Еще подробнее рассматривает этимологию абракадабры
Каким же образом строилось написание слова, чтобы при этом образовывался треугольник? Об этом можно прочитать в Литературной энциклопедии, которая также подчеркивает изначально магический смысл абракадабры: «Слово это выписывали столбиком на дощечке 11 раз, последовательно уменьшая его на одну букву; в результате получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова будто бы постепенно уничтожало силу злого духа».
Продолжая путешествие по страницам справочной литературы, обратимся к энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы». В ней сообщается о нескольких версиях происхождения абракадабры. По одной — в корне слова заложено имя греко-египетского бога Абраксаса, по другой — это одно из имен иранского бога Митры, по третьей — оно возникло из халдейского заклинания «аб бада ке даабра», что означает «сгинь, как слово», по четвертой — из еврейского «Abreg as habra»
Остановимся подробнее на божественных вариантах. В египетском пантеоне Абраксас славился победой над драконом и являлся (как и Митра) солнечным богом. Он имел человеческое тело, петушиную голову и змеиные ноги, а в руках держал щит и меч (по другим вариантам — плеть, факел).
Символический смысл изображения Абраксаса в подобном виде заключался в следующем. Змеи символизировали опоры для тела в виде Нус и Логос, чувства и понимания. Петушиная голова олицетворяла предвидение и бдительность, а предметы в руках — броню мудрости и метлу власти. С другой стороны такая иконография отражала триединство мира (петух — солярный знак, тело — земной, змея — подземный). Вот такой сложный образ. Добавим, что ряд исследователей связывает Абраксаса не только с Митрой, но и с иудейским Яхве, кельтским Беленусом, христианским Иешуа (Иисусом), индийским Брахмой.
Что же до греков, то стоит вспомнить философию гностиков, точнее, александрийского пифагорейца Василида, который примерно в девяностом году нашей эры создал доктрину, объединявшую христианство с традиционными мировоззренческими началами. Согласно этой доктрине, Абраксас является верховными божеством, числовая сила букв его имени равна количеству дней в году — 365, а сам он обладает стольким же числом добродетелей.
В рамках концепции василидян, это соответствует делению Вселенной на 365 эонов — духовных циклов, сумма которых и образует числовой символ божественной силы Верховного Отца — Абраксаса: «Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос — Слово; это Фронезис — Разум; от Фронезиса произошли София — Мудрость и Динамис — Сила».*
Впоследствии гностики разошлись во мнениях относительно Демиурга, а затем и вовсе были признаны еретиками. Но в средние века абракадабра вновь всплыла, правда, теперь уже совсем в ином качестве: чернокнижники посчитали ее заклинанием вызова злых духов. Многие современные оккультисты настаивают на том, что это слово являлось и алхимической формулой. И имя Абраксаса тоже звучало. Например, мало кто знает, что утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» имела второе название — как раз «Абраксас».
Город Солнца так и не возведен, строительство коммунизма захлебнулось, а абракадабра осталась…
*Цитируется по изложению св. Ирения в книге К. Кинга «Гностики и их наследие»