Карл Брюллов. Возможно ли пророчество в портретах?

Реклама
Грандмастер

«Он принялся его рассматривать и оттирать. Обмакнул в воду губку, прошел ею по нем несколько раз, смыл с него почти всю накопившуюся и набившуюся пыль и грязь, повесил перед собой на стену и подивился еще более необыкновенной работе: все лицо почти ожило, и глаза взглянули на него так, что он наконец вздрогнул и, попятившись назад, произнес изумленным голосом: «Глядит, глядит человеческими глазами!» Н. В. Гоголь, Портрет.

Портреты Карла Брюллова (1799−1852)… Не знаю, есть ли в русской живописи что-нибудь более прекрасное. А какая цветовая гамма: золото и все оттенки красного! Вероятно, это от Рубенса. Безусловно, в парадных портретах есть изрядная доля помпезности — но это диктует сам жанр. Там, где можно отступить от канона, персонажи К. Брюллова «нисходят на землю» и оказываются в окружении привычных им вещей и в привычной обстановке. Академическое письмо, прорисовка деталей. Пожалуй, его манеру можно назвать натуралистической, настолько точно все выписано. И это важно сегодня: есть документальное свидетельство того, как жили его персонажи, как они одевались, что их окружало.

Реклама

Портреты работы Карла Брюллова доносят до нас не только внешность, но и черты характера людей, которые позировали ему. Безусловно, полностью проникнуть в душу человека, запечатленного на портрете, невозможно, но что-то просто вырывается из полотна.

Графиня Самойлова — парадный портрет, внешнее великолепие — и устремленный куда-то вверх взгляд, как бы говорящий о том, что ее не очень волнует происходящее вокруг.

Нестор Кукольник, автор очень популярной в свое время «Попутной песни» («И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле»), смотрит с хитринкой.

Генерал-адъютант Василий Алексеевич Перовский — красавец-военный, на его лице читается решимость, готовность к действию.

Реклама

Автопортрет притягивает к себе какой-то необыкновенной грустью в глазах, некоторой утомленностью в позе. А рука художника! И в глазах — вопрос: что в будущем?

Какой бы портрет вы ни рассматривали — вы прежде всего ищете глаза. Ибо «Глаза — зеркало души». И в глазах — душа портрета (вспомните Николая Васильевича Гоголя). Видимо, в глазах можно прочитать то, что написано в Книге жизни. Иначе невозможно объяснить загадку портретов Карла Брюллова.

Часть портретов написана на красном фоне, часть — с добавлением атрибутов красного цвета, часть — практически без красного. Есть ли какая-то связь между судьбой человека на портрете и тем, как нарисован портрет? Почему портрет человека, жизнь которого обрывается трагически, Карл Брюллов пишет не так, как обычно: он убирает красный цвет или сводит его до минимума?

Реклама

Таких портретов несколько: Алексей Константинович Толстой (1836 год), Нестор Кукольник (1836), Василий Алексеевич Перовский (1837 год), Алексей Алексеевич Перовский (1836 год). Трое из этих людей умерли внезапно.

Алексей Алексеевич Перовский умер в год написания портрета (видимо, на портрете был изображен уже больной человек) от туберкулеза по дороге в Ниццу, на место своего лечения.

Нестор Кукольник умер в 1868 году, собираясь в театр.

Алексей Константинович Толстой умер в 1875 году от передозировки морфия, который ему был прописан врачом от головной боли.

Василий Алексеевич Перовский был достаточно удачливым человеком, но в 1839 году русские части под его командованием отправились в Хивинский поход, который закончился провалом.

Реклама

Как бы прямой связи между благополучностью персонажа и наличием на его портрете красного цвета нет. И обратное: нельзя однозначно сказать, что те люди, на портретах которых много красного, прожили свою жизнь безоблачно. Но какой-то элемент мистики в этом есть.

Есть еще одна особенность портретов Карла Брюллова: на некоторых присутствуют дети. И здесь есть любопытные детали. На портрете графини Самойловой ее дочь нарисована великолепно: и поза, и выражение лица. А на других дети выглядят, как куклы. Особенно четко это просматривается на портрете Марии Аркадьевны Бек. На других картинах дети выглядят немножко живее, но все равно невозможно избавиться от впечатления, что писал их кто-то другой. Исключение составляют только приемные дочери графини Самойловой. Они жили долго (насколько счастливо — источники об этом не упоминают). А вот про дочерей великой княгини Елены Павловны известно, что из пятерых четверо умерли в детстве.

Реклама

Может ли быть, что Карл Брюллов обладал даром предвидеть будущее? И что он неосознанно вкладывал в свои картины драматические (а порой и трагические) пророчества?

Далеко не обо всех людях, изображенных Брюлловым, можно найти более или менее подробную информацию: это все «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Да и кого сегодня волнуют судьбы княжеских детей после разрушительного двадцатого века? Поэтому невозможно проследить жизненный путь тех, кого великий художник рисовал в те годы, невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть связь судьбы персонажей с цветовой гаммой их портретов.

P. S. Портреты, о которых идет речь, были написаны в 1836—1837 годах. Может быть, именно в эти годы у Карла Павловича Брюллова был пик дара предчувствия?

Реклама