Одним из мастеров «высшего эпатажа» был французский художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) (1819−1877). Художник, без сомнения, талантливый. Основам живописи он обучился в родном городке Орнане. Но в двадцатилетнем возрасте, приехав «покорять» Париж, Г. Курбе увидел, что одного таланта для этого недостаточно. Вокруг были сотни молодых (и не очень) людей, считавших себя художниками и желавших продать свой талант.
В то время в Париже продать свои картины художники могли, только выставляясь в Салоне. Салоном назывались ежегодные художественные выставки, проводившиеся начиная с середины 17-го века. Картины для этой выставки отбирало специальное жюри. Выставиться в Салоне — это уже был большой успех. Слава художника начиналась, если картину замечала критика. Признание же критики привлекало внимание немногочисленных покупателей, готовых выложить немалые деньги, но только за апробированные знатоками произведения.
Однако картины, которые Г. Курбе предлагал для Салона в 1841—1847 годах, жюри по большей части отвергало. На выставку попали только три работы. И только одну из них заметила критика.
К счастью, произошла одна из французских революций, которыми был так богат девятнадцатый век. В феврале 1848 года Франция во второй раз за свою историю стала республикой. Перемене государственного строя сопутствовало изменение, обрадовавшее всех художников. Отборочную комиссию Салона упразднили. Воспользовавшись этим, Курбе выставил сразу десять своих картин. Их, наконец, заметили, о художнике заговорили.
Но совсем не хвалебно. Большая часть критиков привыкла видеть на картинах красивые фигуры в красивых интерьерах. Курбе был одним из первых французских художников, предложивших зрителям образы грубых и неотесанных провинциалов на мрачноватом фоне и не в слишком радостном месте (как, например, в картине «Похороны в Орнане», написанной в 1849—1850 годах) Не удивительно, что многих от этого подташнивало.
Вот, например, как отзывался о художнике А. Дюма-сын: «От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного „я“?»
Друзья же и почитатели объявили Г. Курбе основателем нового художественного стиля, реализма. Надо сказать, что среди друзей эпатажного художника были личности не менее эпатажные: поэт Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон, анархист и социалист.
Слово «социалист» во Франции тех времен звучало почти как ругательство. Назваться «социалистом» было небезопасно, но вполне романтично. А главное, это ставило человека в центр общественного внимания. Что бы о тебе ни говорили — лишь бы говорили! Поэтому в 1851 году Г. Курбе без оглядки назвал себя не только социалистом, но также демократом и республиканцем, революционером до мозга костей.
Не совсем подходящее время было для этого выбрано! Как раз через год вторая республика приказала долго жить и ее сменила вторая же империя. Революционеров император Наполеон III не жаловал. Но в данном случае и это способствовало росту славы художника. Теперь отказ выставить какую бы то ни было картину на выставке можно было объявить политическим преследованием. Лучший путь к известности и к славе! Естественно, что всякий пожелал бы увидеть опальное полотно. И уж увидел бы в ней даже то, что художник и не думал изображать.
Такой ажиотаж поднялся в 1853 году, когда выставленная в Салоне картина «Купальщицы» не понравилась императорской чете. Строго говоря, в картине было достаточно деталей, оскорбляющих изысканный вкус. Чего стоила одна из женщин вполне рубенсовских пропорций, к тому же повернутая к зрителю могучей кормой, которую императрица тут же обозвала лошадиным крупом, а император Наполеон III для пущей ясности даже стеганул стеком! Естественно, что картина тут же нашла себе множество хулителей и почти столько же почитателей.
В 1855 году картины Курбе не приняли для демонстрации на Всемирной выставке. Но художник уже был достаточно знаменит, а главное, имел богатого мецената, Альфреда Брюйа, для нового демарша. Рядом с официальным французским павильоном изящных искусств он построил «Павильон реализма». Здесь Курбе выставил свои картины. В том числе, огромное полотно «Мастерская художника». На картине было всего понемножку: и художник, и обнаженная натурщица, и наивный мальчик, и друзья справа, и враги слева. На выставке автор стоял у картины и подробно разъяснял зрителям свой замысел.
Кстати, об обнаженной натуре. Курбе был бы не Курбе, если бы не использовал такой раздражающий фактор для эпатажа! Использовал, да еще как! Его картина «L'origine du monde» («Начало мира») — пожалуй, одна из самых скандальных картин в истории мировой живописи. И, наверное, самое знаменитое изображение вагины в мире. С момента написания этой картины в 1866 году о ней много говорили, но мало кому довелось ее увидеть, поскольку она долгое время находилась в частных коллекциях. Сперва ее приобрел турецкий посол в Санкт-Петербурге (проживавший, однако, большую часть времени в Париже) Халил-Бей. В его доме она висела под зеленой вуалью в комнате, где господин посол переодевался и готовился к важным встречам. Надо думать, что Халил-Бей использовал ее приблизительно для тех же целей, для чего нынче молоденькие мальчики используют куда как более дешевые порнографические фотокарточки или — 21-й же век на дворе — порнографические интернет-сайты. В 1868 году коллекцию Халил-Бея распродали, картина поменяла нескольких владельцев. Наконец, в 1990-х годах «Начало мира» попадает в парижский музей д’Орсе, где в настоящее время и экспонируется под присмотром охранника и под пуленепробиваемым стеклом. Почти, как «Мона Лиза».
Один мой приятель, побывав в этом зале, сказал, что для контраста и для полного завершения замысла художника не мешало бы рядом поместить картину того же размера с изображением в том же ракурсе мужских половых достоинств и назвать ее, конечно же, «Конец всему».
Надо сказать, что буйная эпатажная деятельность вкупе с мастеровитостью начала приносить Г. Курбе свои плоды. Его охотно принимают в различных европейских странах. В 1869 году художника наградили бельгийский король Леопольд II и баварский король Людвиг II. Тот самый, кто привечал композитора Вагнера и построил на «Лебедином озере» сказочный замок.
Но здесь начались серьезные социальные потрясения, по сравнению с которыми война Курбе с Салоном и с властями оказалась детской игрой.