Уютный домашний мир, забота и любовь, устоявшийся быт, чубук, халат, камин, добрая жена, дети, вкусный ужин, романтика «маленького мира», удобство и приятность повседневных мелочей…
Неужели это — об одном и том же? Да, об одном. А именно — об удивительном стиле и даже, скорее, образе мышления и жизни, имя которому — бидермайер, или, в русской транскрипции, бидермейер. Вторая треть 19 века, даже чуть раньше, период относительного благополучия после потрясений начала столетия, источник немецкой ностальгии века двадцать первого…
Стиль этот, столь быстро утвердившийся в Австрии и Германии и в искусстве, и в быту, поначалу даже не имел названия и как стиль современниками не осознавался. Название появилось лишь «на излете» и было составлено из двух фамилий героев стихотворений Ф. Шефеля — «Biedermanns Abendgemütlichkeit» (Вечерний уют Бидерманна) и «Bummelmeiers Klage» (Жалоба Буммельмейера).
Симбиоз этих двух фамилий послужил псевдонимом Л. Айсброду, выступившему со стихами «Biedermeiers Liederlust» — сатирическим циклом, высмеивавшим ограниченность, предсказуемость и скуку обывательского мирка.
Бидермейер, несправедливо именовавшийся прежде «немецким закатом», не дал ни великих, ни сколько-нибудь известных мировых имен. Вершины творчества и озарений ему незнакомы, он, сам того не ведая, примирил классицизм и романтизм и успокоил их в маленьком, уютном, общедоступном мире обычного человека.
Стиль этот частенько упрекают в духовной ограниченности и усредненности. Но, входя в его интерьеры, чувствуешь себя тепло и защищенно, все пронизано любовью к предмету, к «вещной», удобной стороне жизни, способностью и готовностью наслаждаться покоем и уютом.
Миниатюрные столики, ломберные столы с подсвечниками в чехлах, вышитых бисером, скатерти с тяжелой бахромой, буфеты, дамские бюро, очень мало «воздуха» в жилом пространстве. Картины с тщательно выписанными деталями интерьеров, акцент на мелких предметах — шкатулочки, коробочки, шторы, подушки с кистями, тарелки, графины — все это роднит бидермейер с голландской живописью 17 века. Парадный портрет уступает место натуралистичности: вот он, человек, со всеми его несовершенствами — с бородавками, косоглазием, такой, какой есть.
Одна из известных картин
Никакого бурного, тем более, гражданского, действия, столь присущего романтизму, бидермейер не предполагает. Скульптура — вообще «не конек» бидермейера, и ничего значительного в этой области он нам не оставляет. Другое дело — фарфоровые скульптурки и статуэтки, гравированное стекло, бокалы с фрагментами «стихов на память»: это могут быть как строки Гете, так и незатейливое «Люби меня, как я люблю тебя, шецхен». Сентиментальность подарков и надписей на них, трогательных и часто простоватых — вот выражение чувств немецкого бидермейера.
Если слегка утрировать, то выразителем идеалов бидермейера в русской культуре мог бы служить Козьма Прутков. Но так называемый «русский бидермейер» — это тема отдельная.
Стиль этот, пронизывавший жизнь тогдашнего немца и выросший из самой этой жизни, породил удивительный феномен — подробнейшие ежедневные, иногда ежечасные, с указанием времени, дневниковые записи и мемуары, которыми увлекались все слои общества от мала до велика. И остался не только в предметно-вещном мире, но и — очень детально — в записках современников. Поэтому, читая эти записки, легко представить себе этих людей в этих интерьерах, и картинка получается живая и стереоскопичная.
Дамское рукоделие — особая страница стиля бидермейер. В это время все дамы вышивают. Ценность вышивок велика, как материальная, так и нематериальная. Вышивают бисером и шерстью, вышивают чехлы для чубуков и зубочисток, портфельчики, табачницы, кисеты. Мужчина, получая от дамы в подарок вышитый бисером кисет, мог быть уверен в ее дружеских, а часто и нежных чувствах к нему.
В середине 19 века бидермейер как художественный стиль окончился. В воздухе витали идеи импрессионизма и реализма, и поэтому молодые художники оставляли уютную нишу бидермейера почти без сожалений. А для обывателя, обычного человека, стиль этот являлся образом жизни и поэтому в быту и интерьерах просуществовал еще долго, постепенно уступая место немецкому модерну, «Югендштилю».
Теперешняя Германия глубоко чтит свой бидермейер, не позволяя называть его «мещанством и обывательщиной». На ценностях бидермейера основана немецкая семейная и бытовая культура, она же была источником его возникновения. Само явление оказалось гораздо шире, чем предполагалось вначале, и в культуре каждой европейской страны в середине 19 века мы найдем отголоски немецкого бидермейера.
Может, вернемся хоть ненадолго в этот уютный мир вечных семейных ценностей, предсказуемости, спокойной и осмысленной деятельности, в которой есть место и отдыху, и созерцанию? Как нам сейчас не хватает бидермейера…