Куда эвакуировали тело вождя? Под грифом строгой государственной тайны

Реклама

У Мавзолея Ленина на Красной площади под перезвон кремлевских курантов при любой погоде и в любое время года сменялись караулы. Эту нерушимую церемонию москвичи видели и во времена войны, в 1941—1945 годах. Впрочем, никто не знал тогда, что саркофаг с телом вождя в те времена находился за тысячи километров к востоку от столицы…

В июле 1941 года, вскоре после нападения фашистской Германии на Советский Союз, профессора Б. Збарского срочно вызвали в Кремль. Первый заместитель председателя правительства Вячеслав Молотов сообщил ему о правительственном решении немедленно эвакуировать тело Ленина из московского Мавзолея в глубокий тыл — город Тюмень.

Выбор профессора Збарского был неслучайным. Этот известный ученый принимал участие в бальзамировании тела вождя революции и руководил специальной лабораторией Мавзолея — отвечал за сохранность тела Ленина. Выезжать он должен был вместе со своими сотрудниками.

Реклама

Поезд специального назначения состоял из паровоза и трех вагонов, в одном из которых, оборудованном специальными амортизаторами и установками для поддержания внутри оптимального микроклимата, находилось тело вождя. Во время поездки профессор Борис Збарский несколько раз останавливал поезд и проверял работу установок. В Тюмень прибыли благополучно. Здесь уже было все подготовлено к приему секретного груза, хотя даже первый секретарь Тюменского горкома партии Дмитрий Купцов не знал, что же, собственно, находится в поезде.

Где-то в конце июня 1941 года ему позвонил Поскребышев, секретарь Сталина, и предупредил, что из Москвы в Тюмень будет эвакуирован очень ответственный объект. О том, что это будет тело Ленина, он узнал, когда поезд прибыл в Тюмень и профессор Збарский показал специальные документы, подписанные Молотовым. Саркофаг с телом поместили в старинном здании бывшего реального училища. Здесь же поселился профессор с семьей и сотрудники его лаборатории. Понятно, все сберегалось в строжайшей тайне. Внутренние караулы комплектовались из кремлевской охраны, внешние — из тюменских органов государственной безопасности.

Реклама

Из Москвы с поездом прибыло и специальное воинское подразделение для несения возле тела почетного караула. И сразу же по приезду пост номер один, как традиционно именуется пост около Мавзолея Ленина на Красной площади, занял свое место. Почти на протяжении четырех лет в пустом здании бывшего реального училища за толстыми каменными стенами происходил церемониал смены караула. И в то же время в Москве привычным порядком в традиционном церемониале сменялись другие часовые поста номер один. О том, что Мавзолей пуст, не должен был знать никто.

На протяжении всех этих лет Б. Збарский и сотрудники его лаборатории напряженно работали, обеспечивая полную сохранность тела Ленина. В то время в городе не хватало электричества, впрочем, для бесперебойного снабжения дома туда непосредственно с электростанции быстро проложили особенный кабель. И когда в 1944 году в Тюмень прибыла правительственная комиссия, она дала высокую оценку работе специалистов, отметив, что тело не претерпело изменений, что оно хранит образ вождя, оставшийся в памяти людей. А весной 1945 года тело Ленина перевезли в Москву, и вскоре к нему опять открыли доступ.

Реклама

Тайна так и осталась тайной…

По-разному сложились судьбы людей, принимавших участие в эвакуации и сохранении тела Ленина. Д. Купцов до последнего времени жил в Москве на пенсии. Жизнь же профессора Збарского завершилась трагически. Академик Академии медицинских наук, лауреат Государственной (в то время она называлась Сталинской) премии, человек, удостоенный за свой труд звания Героя Социалистического Труда, был арестован по неправдивому обвинению и на протяжении двух лет находился в заключении. Правда, после смерти Сталина, в конце 1953 года, справедливость была восстановлена. Збарского реабилитировали, но он вскоре умер.

Позже в доме, где во время войны находилось тело Ленина, расположился сельскохозяйственный институт. Мемориальная доска на фасаде напоминала о том, что в свое время реальное училище заканчивали писатель М. Пришвин, а также партийный и государственный деятель Л. Красин. Небольшой бюст перед входом установлен в честь Героя Советского Союза легендарного разведчика Н. Кузнецова. Он также учился в этом здании, но уже в сельскохозяйственном техникуме.

Впрочем, ничего не напоминает о 1941−1945 годах, когда в далекой комнате в полной тишине стоял саркофаг с телом Ленина. Это и не удивительно. Ведь на протяжении долгих лет этот исторический факт оставался под грифом строжайшей государственной тайны.

Реклама