Получив сан патриарха, Никон вскоре добился и титула Великого Государя, встав практически вровень с царем. Кстати, полный титул Никона звучал так: «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх». В титуле не зря упомянуты Поморье и северные страны; к ним у патриарха было особое отношение, там прошла значительная часть его жизни и началось восхождение к вершинам церковной власти.
О деятельности патриарха Никона в «ШколеЖизни.ру» неоднократно писали. Поэтому расскажу только о событиях в его жизни, приведших в конечном итоге к созданию одной из крупнейших и богатейших северных обителей — Кийского Крестного монастыря.
Никон, в святом крещении Никита, родился предположительно в 1605 году в крестьянской семье под Нижним Новгородом. В 12 лет ему пришлось уйти из дома и стать послушником Желтоводского монастыря, в котором он пробыл до 1624 года. Вернувшись из монастыря, Никита женился и был возведен в сан священника. После смерти детей и пострижения супруги в монахини, под именем Никон принял постриг в Соловецком монастыре. С этого времени будущий патриарх тесно связал свою жизнь с Беломорьем.
В одном из Соловецких скитов Никон стал учеником старца Елеазара, славившегося святостью и бывшего знакомым с царской семьей. С ним Никон ездил в Москву для сбора средств на постройку каменного храма. Возможно, именно тогда и произошло его первое знакомство с будущим царем Алексеем Михайловичем. В 1639 году, считая, что старец сознательно затягивает строительство храма, Никон поссорился с Елеазаром и бежал с Соловков, уговорив одного из богомольцев доставить его на поморском карбасе к устью Онеги.
Морской переход едва не закончился трагедией. Вот как об этом впоследствии писал сам Никон: «В мимошедшем 1639 лете мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерскаго и во время то от великаго морскаго волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к
После чудесного спасения Никон отправился в Кожеозерский монастырь, где вскоре стал настоятелем. В 1646 году, будучи по монастырским делам в Москве, он был принят 17-летним царем Алексеем, воспринимавшим Никона как ученика и последователя старца Елеазара. Видимо, старец простил Никону побег и, имея большое влияние на Романовых (по преданию, именно благодаря его молитвам родился у царя Михаила сын Алексей), не препятствовал его сближению с молодым монархом. Кстати, именно старец предсказал Никону будущее патриаршество.
Природный ум, сильный характер, начитанность и религиозность Никона произвели на царя большое впечатление. Игумен Никон был произведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоспасского монастыря в Москве. А вскоре возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.
В 1652 году Никон снова оказался на острове Кий, и опять пристать к острову пришлось из-за шторма. Считается, что именно в это посещение острова, увидев целым ранее установленный им крест, Никон и принял обет создать на острове монастырь. Через четыре года, уже став патриархом, он получил от царя разрешение на Кий-острове «церковь поставить и монастырь соградить, имянуемый Ставрос» (Ставрос — крест по-гречески).
На строительство выделялись громадные по тем временам суммы (только царь пожертвовал 6 тыс. рублей), к Крестному монастырю приписали несколько действующих северных монастырей и значительные территории с 4537 крестьянами (считали только взрослых мужчин), поэтому строительство, ходом которого постоянно интересовался патриарх, велось быстрыми темпами.
У патриарха Никона были на Кийский Крестный монастырь особые виды. В самом разгаре была церковная реформа, приведшая к расколу и не принятая монахами Соловецкого монастыря, вставшими в открытую оппозицию. Влияние Соловецкой обители на Севере было велико, ему-то и стремился патриарх противопоставить духовную мощь нового крупного монастыря, собрав в нем почитаемых старцев и христианские святыни. Первые монахи были переведены в Кийский монастырь из Сырьинской пустыни, старец из которой, Пахомий, возглавил строительство.
Чтобы поднять значение Кийского монастыря, его настоятелями сразу же стали назначать архимандритов. Первым был Иоанн, специально для этого возведенный в сан в 1656 году. Кстати, эта традиция продолжалась до 1884 года, когда сан архимандрита получил Ювеналий, переведенный на Кий из игуменов Красногорского монастыря.
На Кий отправляли не только монахов, крестьян и строителей, в 1657 году на остров прислали отряд драгун и пушкарей с пушками, которые через несколько лет использовались для подавления бунта раскольников на Соловках.
Но главное, монастырь получил святыню, подобную которой не имела ни одна обитель на Руси. Посланцы патриарха организовали изготовление в Палестине большого кипарисового креста, размерами с тот, на котором принял мученическую смерть Христос, и приобретение святынь — части древа Креста Господня и Ризы Господней, святых реликвий с мест, связанных с жизнью и смертью Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи. Всего же на кресте разместили более трехсот частиц христианских святынь, включая мощи Божиих Святых Угодников.
Из Палестины Крест был первоначально доставлен в Москву, его окончательно оформили, украсили золотом и драгоценностями. Какое-то время он был выставлен на Красной площади, где богомольцы могли не только молиться перед ним, но и прикасаться к святым мощам. Естественно, что слух о появлении на Руси такой святыни распространялся быстро. Теперь, чтобы благоговейно прикоснуться к камню Гроба Господня или кусочку дерева, орошенного кровью распятого Христа, не обязательно было отправляться в Палестину. Когда Крест торжественно отправили на Кий-остров, за ним сразу же потянулись паломники.
В настоящее время Кийский крест находится в московском храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, куда он был передан августе 1991 года. После закрытия в 1922 году монастыря он какое-то время оставался в храме, затем хранился в антирелигиозном музее на Соловках, откуда был отправлен в Москву в Исторический музей. До 1923 года Крест только раз покидал монастырь. Перед высадкой англичан на остров его успели увезти на материк, но уже тогда он лишился части святых реликвий, еще какая-то часть реликвий, позолоченный оклад и драгоценности были утрачены уже в советские годы.
Последний раз патриарх Никон приезжал на Кий-остров в 1660 году и жил в монастыре почти год, лично руководя строительством и освятив в этот период Крестовоздвиженский собор и несколько церквей.
После смерти патриарха Никона Кийский монастырь не утратил своего значения, и еще долго оставался особо почитаемым, конкурируя со знаменитым Соловецким монастырем. Угасание монастыря началось со времен Петра I и, особенно, Екатерины II, когда стали активно изыматься монастырские земли. Перед революцией на острове Кий, где не было возможности заниматься хозяйственной деятельностью, кроме рыболовства, оставалось всего несколько монахов под руководством игумена, значительно оскудел и поток паломников.
После закрытия монастыря в его помещениях размещался интернат для детей, а с 30-х годов — дом отдыха. В этот период наиболее пострадали каменные постройки, где практически полностью было уничтожено внутреннее убранство, сгнили или сгорели полы, двери, оконные рамы
В настоящее время возобновлены службы во вновь освященном Крестовоздвиженском соборе, где установлен новый деревянный Крест, сделанный по образу привезенного из Палестины, но на нем теперь только одна небольшая рака с мощами.
Время и люди не пощадили Кийский Крестный монастырь, возведенный на одном из красивейших островов Белого моря. Хочется верить, что в XXI веке северная святыня возродится, и снова поплывет над Беломорьем звон его колоколов.