Это одно из многочисленных мест в Питере, где на каждый сантиметр площади приходится множество историй. Крохотная улочка (и пятидесяти домов не наберется, протяженность — менее километра) сконцентрировала в себе огромный кусок российской истории.
На углу Моховой улицы и улицы Белинского (или Симеоновской, как раньше), на земле, когда-то подаренной Петром I своей дочери Анне, стоит одна из старейших церквей Санкт-Петербурга: Церковь Симеона и Анны. Это бывший кафедральный собор, и до 1802 года церковь была придворной. Сейчас она вновь возвращена верующим. А напротив — воспетый С. Довлатовым пивной ларек (собирались ведь сделать памятное место с вывеской: «Пиво только членам профсоюза»).
По мостовой этой улицы добирались до своих домов знаменитый шут Иван Балакирев, поэт
Постоянными гостями этой улицы были А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, А. Куприн, А. Ахматова, Н. Гумилев, Д. Мережковский, М. Горький, В. Хлебников, В. Брюсов, З. Гиппиус.
А еще на этой маленькой улице звучали шаги Н. Симонова, Н. Черкасова, С. Герасимова, Т. Макаровой, Г. Жженова, П. Кадочникова, А. Райкина, А. Фрейндлих, С. Юрского, М. Неёловой, М. Боярского, Л. Додина.
А также Дмитрия Нагиева, Николая Фоменко, Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Максима Леонидова, Юрия Гальцева и многих других.
С XIX века Хамовая улица называется Моховой. Это — достаточно обычное явление, когда название перефразируется. А жили там в ХVIII веке хамовники — ткачи. Это были особенные и очень искусные ткачи, которые шили паруса для кораблей Адмиралтейства. Потом верфь перенесли на другое место, ткачи тоже переехали, и слободу стала заселять аристократия. Еще позже аристократия, по известным причинам, покинула свои дома, а улица и не думала никуда пропадать, а стала еще знаменитее. Теперь фактически каждый дом на ней внесен в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Любимая, ненаглядная моя улица. Улица, где прошли несколько замечательных учебных годочков (потом были еще и еще, и все на Моховых улицах, но с этими годами не сравнить).
Улица, с которой так удобно было пройти к замечательному кафе на Литейном и выпить кофе, и заказать вкусные взбитые сливки (теперь этого кафе уже нет, а когда-то это могло стать единственной трапезой за день). Ходили туда все, особенно студенты ЛГИТМиКа, теперь — Академии Театрального искусства (Санкт-Петербургская Государственная Академия Театрального искусства). Ей в этом году исполнилось целых 230 лет.
Много любимых актеров прошли через Академию Театрального искусства и Студенческий театр… И еще одного выпускника Академии все знают — это Максим Спиридонов.
Такое впечатление, что все Моховые улицы ведут к… знаниям, просвещению, науке, литературе и искусствам. Может, еще парочку улиц где переименовать? Хорошее название — Моховая улица.