Александр Анатольевич не раз говорил, что может прекрасно обходиться без лицедейства. «Репетиции, премьеры люблю, — признавался он, — а вот выходить на сцену в сотом спектакле… скучно». Вот почему Ширвиндт, придя в театр Сатиры, с удовольствием участвовал в постановке спектаклей.
А еще художественный руководитель нынешнего театра Сатиры Ширвиндт называет себя начальником всякой шутейности, ведь еще в студенчестве он вместе с друзьями увлекся «капустниками». Он был не только исполнителем, но и режиссером, автором (соавтором) многих «капустных» номеров, которые всегда вызывали восторг у зрителей. Молодые актеры М. Державин, А. Адоскин, В. Ларионов, Л. Лосев, М. Менглет, Э. Буровая от души высмеивали головотяпство, показуху, невежество в обществе, на что многие режиссеры театра и кино боялись поднять руку…
Но, пожалуй, настала пора «приподнять» занавес и заглянуть в 20-е годы прошлого века. В то время театры рождались почти ежедневно, каждый старался чем-то удивить публику. Вот что вспоминала актриса Р. Зеленая, цитируя газетные заголовки: «Ура Пролеткульту! Долой Таирова! Нет Есенину! Назад — к Островскому! Эйзенштейна в архив!» Каково было творцам? Они зарабатывали деньги, то испытывая жару под сто градусов, то кидаясь в прорубь.
В те годы появилось немало писателей-сатириков. Профессиональные «остряки» — Н. Эрдман, В. Масс, М. Ардов, А. Арго, В. Типот, С. Антимонов объединились, горя желанием создать репертуар для сатирического театра. Первую актерскую труппу зарождавшегося театра, в которой играли Ф. Курихин, Р. Холодов, П. Поль, Е. Милютина, Я. Рудин, куда позднее пришли В. Хенкин, В. Лепко, возглавил режиссер Д. Гутман.
В столице появились афиши сатирических обозрений под названиями: «Москва с точки зрения», «Спокойно, снимаю!», «А не хулиган ли вы, гражданин?» Скетчи, репризы, куплеты, короткие миниатюры в исполнении замечательных актеров шли с аншлагом. Почти 15 лет руководил театром режиссер Н. Горчаков. Актеры показали зрителям пьесы А. Толстого, Н. Погодина, А. Чехова, М. Горького, Б. Шоу. В годы Второй мировой войны театр принимал активное участие в работе фронтовых бригад.
Большую известность театру принесли спектакли, поставленные после войны: «Вас вызывает Таймыр» А. Галича, «Свадьба с приданым» Н. Дьячкова, «Остров мира» Е. Петрова, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. Как вспоминают сегодняшние корифеи театра, многие актеры жили в общежитии, вместе отмечали праздники, отдыхали и… разыгрывали друг друга. Изобретательности не было предела. Так, во время спектакля актер должен был покинуть сцену с чемоданом, который заранее прибивали к полу, о чем он не знал. И он, оторвав ручку, в ужасе убегал под смех зала. У партнера под шляпой мог оказаться рыжий парик, а очки иной раз актер не мог снять, т.к. они намертво приклеивались к носу.
Кроме Н. Горчакова, на сцене театра ставили спектакли режиссеры С. Герасимов, Б. Равенских, П. Васильев, А. Лобанов, Н. Петров, некоторые из них руководили театром, пока не пришел ученик В. Мейерхольда В. Плучек. До прихода в театр Сатиры Плучек работал в разных театральных коллективах, сам был их создателем. Сумел зарекомендовать себя как режиссер с острым взглядом на мир, имеющий в запасе массу всяких замыслов, любивший актеров. Семь лет он ставил спектакли в содружестве с другими режиссерами и самостоятельно, а в 1957 году был утвержден в должности главного режиссера театра Сатиры.
За свою долгую жизнь в театре Плучек с блеском поставил спектакли по произведениям Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, многих современных авторов. Настоящий триумф принесла постановка комедии П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», где блистательно играли актеры
Когда на телевидении появилась передача «Кабачок «13 стульев», в которой принимали участие почти все актеры театра Сатиры, это вызвало небывалый зрительский интерес. В театр люди ходили смотреть на «живых» пани Монику (О. Аросева), пана Директора (С. Мишулин), пана Профессора (Б. Рунге), пани Катарину (Н. Селезнева) и других разных панов и пани.
Начало перестройки в стране совпало с уходом из жизни А. Папанова и А. Миронова. Театр потерял поистине звездных актеров. Немало театров в этот период испытывали материальные трудности. Театр Сатиры не стал исключением. Чтобы привлечь зрителей и найти деньги, Плучек организовал шоу с участием известных актеров театра, пригласив на него бизнесменов и банкиров. В импровизированном спектакле актриса В. Васильева выступила в роли буфетчицы, якобы подрабатывающей в буфете, Г. Менглет работал в гардеробе театра, С. Мишулин убирал сцену. Ведущая шоу, актриса
В 2000-м году художественным руководителем театра стал народный артист России, проработавший в нем почти 40 лет, А. Ширвиндт. У него непререкаемый авторитет в актерской среде, он — заядлый рыбак, любит курить трубку. А еще Александр Анатольевич однолюб, с женой Натальей Николаевной (по профессии она архитектор) живет 50 лет. У него есть сын Михаил, известный телеведущий, режиссер и актер, и двое взрослых внуков.
Ширвиндт солидарен с актрисой О. Аросевой, которая однажды сказала: «В театр надо приходить смолоду, в нем надо воспитываться…» Как и прежде, актеры любят собираться вместе, шутить, острить, с удовольствием вспоминания самые удачные «приколы». Давно уже стали крылатыми выражения А. Папанова: «Не по таланту пьешь», «Ни один спектакль от репетиции лучше не становился», «Если утром не идти на репетицию, а вечером — на спектакль, жизнь артиста была бы прекрасной».
Театр побывал во многих городах страны. С 1963 года начались зарубежные гастроли. Спектакли В. Маяковского «Клоп» и «Баня» первыми увидели зрители Парижа. Актеры театра постоянно снимаются в кино и на телевидении, участвуют в различных шоу-программах. Примечательно, что в 2006 году был открыт памятник «Трубка Ширвиндта» во время III Международного фестиваля юмора, который проходил в Ялте.
Актеры театра Сатиры в своих интервью часто называют себя обычными людьми, но они… немного хитрят. Не случайно им так нравятся слова русского сатирика Дона Аминадо: «Живите так, чтобы другим стало скучно, когда вы умрете».