Картина называется «Похищение Европы». Ее написал в 1655 г. знаменитый французский живописец Клод Желе, прозванный по месту своего рождения в Лотарингии Лорреном. Ныне она украшает один из залов московского Государственного музея изобразительных искусств им.
Однажды юная и прекрасная дочь сидонского царя Агенора Европа, как повествует древнегреческий миф, вместе с подругами отправилась на берег моря. Ее увидел могучий громовержец Зевс и решил похитить. Чтобы не испугать юную царевну, он принял образ кроткого белого быка и, когда Европа уселась на его спину, быстро помчался к морю, волны которого расступились перед ним.
Этот поэтический миф привлекал многих художников. Его запечатлели древнегреческие скульпторы и вазописцы, римские мозаичисты и мастера помпейских росписей. Очень популярен был сюжет «Похищение Европы» в искусстве эпохи Возрождения. К нему обращались крупнейшие художники
Клод Лоррен избирает иной путь. На его картине фигуры людей, животные занимают незначительное место. Они оживляют передний план, вносят в него движение, жизнь. Этим приемом художник подчеркивает, что сцене похищения отведена второстепенная роль. Главное для него — образ возвышенной, гармоничной природы, с которой человек живет в мире и согласии. Это идеальный мир. В полотне словно воплотились представления о «золотом веке» человечества.
Преобладающее значение в композиционном построении имеют линии, влекущие взор в глубину: к извилистому берегу морского залива, стоящим на рейде кораблям и спускающимся к морю горам. Этому же подчинено и цветовое решение картины. Густой изумрудно-зеленый цвет водной поверхности переднего плана постепенно переходит в светло-голубой, почти сливающийся с небом на горизонте. Не случайно Лоррен помещает здесь небольшое, словно растворяющееся в мареве белое пятнышко паруса.
Картина наполнена светом и воздухом. Тонким кружевом вырисовываются на фоне неба листва деревьев, корабельные снасти. Композиция картины, распределение затененных мест, свет, разлитый в ней и связывающий передний и дальний планы в одно нераздельное безбрежное пространство, увлекают зрителя в прозрачную морскую даль, призывают последовать за одиноким парусом на горизонте. Безмятежная идиллия сцены меркнет перед манящей далью, полной простора, воздуха. Картина исполнена высокого лирического чувства и вместе с тем пронизана затаенной грустью о другой жизни, может быть, насыщенной тревогой и борьбой, но не менее прекрасной. Именно это качество привлекло в XIX в. художников-романтиков к произведениям Клода Лоррена.
Лоррен — представитель искусства французского классицизма XVIII в. Направление зиждилось на преклонении перед разумом человека, признании целесообразности мироздания. Идеал классицизма — человек, живущий в счастливом единении с природой. Почти всю жизнь живописец провел в Риме, однако и вдали от родины остался глубоко национальным художником. Он был страстно влюблен в природу, понимал и ценил ее величественную красоту.
Композиции Лоррена — это сочиненные ландшафты. Но в их основе — многочисленные зарисовки, сделанные в окрестностях Рима. Художник предпочитал писать против солнца, когда все предметы становятся как бы прозрачными, и любовно отделывал детали переднего плана, тающие в дымке дали. Мифологические персонажи он вводил в свои полотна, следуя нормам классицизма, не признававшего «чистого» пейзажа, как якобы «низшего» среди других жанров.
Решающего значения эти сцены не имеют, а являются лишь смысловым и художественным дополнением картины. Их исполнение Лоррен обычно доверял собратьям, искушенным в жанровой и мифологической живописи. Для самого же мастера главными в картине всегда были лирическое ощущение природы, воздух и свет. По поэтичности и гармонической ясности его произведения принадлежат к лучшим образцам мировой пейзажной живописи, волнуют зрителя возвышенным чувством прекрасного, простотой композиции и свежестью красок.
Проблема освещения в живописи постоянно занимала художника. В том же зале музея находится его полотно «Прибытие Энея в Италию, или Утро Римской империи». Название можно легко заменить на «Утро в гавани». Ведь фактический герой картины — солнце, лучи которого пробиваются сквозь золотистую дымку утреннего тумана. Лоррен выбирает торжественное мгновение, когда солнечный диск едва поднимается над горизонтом и золотая дорожка бежит по ряби волн. Прибрежные скалы и корабли в гавани еще погружены в легкий сумрак, но природа уже пробуждается ото сна. Ночные тени только на переднем плане. Чем дальше, тем воздушнее становятся предметы. Они словно пронизаны светом и кажутся пылающими на золотисто-огненном фоне. Скалы и корабли, словно кулисы, обрамляют величественную сцену. Во всем ощущается гармония; кажется, что совершенство достижимо, а природа навсегда останется возвышенной и прекрасной.
Тончайшая передача состояний природы, воздушной среды — ключ к разгадке тайны живописи Лоррена. Он стремится запечатлеть холодный рассеянный свет раннего утра, яркость полудня, таинственный сумрак ночи. Поэтому его картины нередко составляют циклы, посвященные разным временам года и состояниям природы. Один из них, состоящий из 4-х картин, «Четыре времени суток» («Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь»), 1651−1672 гг., хранится в Эрмитаже. Эта сюита — одна из жемчужин в коллекции французской живописи XVII в. музея.
Наиболее ярко особенности творческого метода Клода Лоррена проявились в полотне «Утро». Какая необыкновенная свежесть, светлая поэзия разлиты в картине! Господствует настроение тихой задумчивости, даже некоторой грусти — этому служит излюбленный художником мотив античных руин. Но оно скоро исчезнет, растворится под ослепительными лучами восходящего солнца.
Лоррен тонко чувствует изменения световоздушной среды в различные моменты дня: наступления светлого утра с первыми проблесками солнца, его захода и погружения природы в сумеречную тьму. Последовательно высветляя композиционные планы по мере их удаления, он достигал впечатления широты пространства. Художник помещал источник света в самой глубине картины, у горизонта или высоко, как бы за пределами, добиваясь тончайших переходов от светлых до затененных участков изображения. Это сообщало его произведениям безмятежность, спокойствие и гармонию.
Мягкой живописной манерой Лоррен передавал особенности колорита в самой природе, которую он воспринимал сквозь призму личных переживаний. Мечтательные и элегичные пейзажи мастера наряду с его циклом картин «Четыре времени суток» — это хвалебный гимн миру, его величавой красоте. Воздух, простор, прозрачные манящие дали являются главными героями пейзажей Клода Лоррена.