Какой день в году считать первым? А когда начинаются сутки? Вообще, с какого момента вести летосчисление? Может, и несущественные это вопросы для просвещенного современника, но в древности от них зависело очень многое.
В современном мире большинство стран живет по григорианскому календарю. Его отличия от предшественника — юлианского — не такие уж и существенные. Всего-то — взял папа Григорий XIII, да вычеркнул в 1582 году из жизни христиан 10 дней, определив, что вслед за четвергом 4-го октября наступит пятница октября 15-го. А сколько пересудов, споров и смут вызвало это, по сути, прогрессивное решение, призванное устранить несоответствие астрономического и человеческого календарей!
Многие правители и целые народы никак не могли решиться отмечать свои праздники в «сдвинутом режиме» и долго еще продолжали считать по-своему. В России «порядок навести» решился только Петр I, но даже он не позволил себе полновесное введение в обиход нового календаря, которым пользовались европейские католические страны, а «всего лишь» сдвинул начало года на 1 января, повелев вести исчисление не со дня «сотворения мира», а от даты Рождества Христова.
Даже такая формальность вызвала ропот, как среди знати, так и черни. Неизвестно, чем бы еще все это закончилось, не окажись у царя в церковных кругах влиятельных и авторитетных сторонников.
Петровские реформы довели до конца только большевики в 1918 году. Правда, к этому времени папских десяти дней оказалось мало, пришлось «вычеркивать» тринадцать.
Суть этих «вычеркиваний» в том, что продолжительность юлианского года на 11 минут 14 секунд меньше, чем астрономического. Иными словами юлианские «часы» спешат, каждый год на 11 минут, или на целые сутки за каждые 128 лет. Вот и приходится «подводить стрелки». Григорианский календарь тоже несовершенен, но в меньшей степени. Погрешность его устраняется каждые четыре года введением лишнего дня в феврале.
Кстати, полностью процесс перехода России на григорианский календарь так до сих пор и не завершен. Русская православная церковь по-прежнему пользуется юлианским летосчислением без всяких оговорок и нововведений. Для наших ортодоксов отличие календаря от астрономических явлений несущественно. Главное — религиозные праздники отмечать «по понятиям».
Впрочем, народу нашему от этого совсем не хуже, а даже лучше. Два новых года, два Рождества — ну кто еще может похвастаться таким обилием прекрасных поводов для веселья? В Беларуси, например, оба Рождества, и православное, и католическое в производственном календаре отмечены красным днем, народ отдыхает.
Как видим, споры по поводу дат праздников, какие из них правильные, а какие не очень, идут уж не первый век, и ушлые соотечественники давно научились извлекать из этого практическую пользу. В архивах Виленской археографической комиссии найдены любопытные записи. В 1608 году некий ревностный католик «для доброго примера» решил отмечать православное Рождество. А в 1611 подобным образом поступил православный мещанин, которому больше по душе пришлось григорианское исчисление.
На первый взгляд — чего только в жизни не происходит, случаи перехода из одной веры в другую не так уж и редки. Но на самом деле за религиозными объяснениями в обоих случаях скрывается меркантильное стремление избежать наказания — штрафа в цеховую казну за прогулы в рабочие дни. Трудовая дисциплина и в те времена была строгой, попав под влияние «зеленого змия», приходилось потом изворачиваться.
Из уст Цицерона вырвалось изречение: «О времена, о нравы!» Я же позволю себе перефразировать: «Что времена? Вот нравы…» Хоть и бытует выражение «ничто не вечно под Луной» — люди изменяются в наименьшей степени.
Кстати, о Луне и поговорим в следующий раз.