Основные признаки такого явления, как Ренессанс, — это развитие городской культуры, с переходом от Средневековья к Новому времени. Как во Флоренции в ее Золотой век и в других городах раздробленной Италии, с формированием нового миросозерцания, в отличие от средневекового, в котором доминировал Бог, с выделением в центр мира Человека, с открытием природы и классической древности.
Гуманизм — это не только один из основных признаков Ренессанса, а самая сущность Ренессанса, его философская основа, вместе с открытием античной эстетики, с формированием эстетики Ренессанса, с преодолением эстетики иконописи, романского стиля и готики, одним словом, средневековой эстетики, что произошло лишь в Италии в чистом виде, с возрождением классического искусства. Поэтому Италия среди стран Западной Европы одна выступает как страна классического Ренессанса.
Второй страной классического Ренессанса явилась (не падайте в обморок, слабонервные, а тупоголовые могут сколько угодно фукать, профукав великое государство) Россия. Петр I не окно прорубил в Европу, это всего лишь метафора, а открыл классическую древность, с устройством празднества в честь античной гостьи, с явлением в миросозерцании русских поэтов от Ломоносова до Пушкина богов Греции, с непосредственным соприкосновением с культурой Эллады, с зарождением новой русской литературы и с формированием национального литературного языка, как было и в Италии, с развитием архитектуры, живописи, музыки до высокой классики в Золотой век русской культуры.
Ренессанс в России — это не повторение западноевропейского. Русская классическая литература выработала новый гуманизм, а носителем его выступила русская интеллигенция, с ее сочувствием народу, с идеей его просвещения и борьбы за его свободу. Ренессанс — это культурная революция, зачинателем которой выступил царь Петр, сам мастер на все руки. Но меценатство царей и вельмож в условиях крепостной зависимости крестьян не вызывало ни у кого особого восторга. Ренессансные явления в России не были узнаны и осмысленны в свое время, что сказалось трагически на судьбах первейших гениев.
С завершением дворянского периода истории Российской империи на сцену выходят разночинная интеллигенция и купечество, и эпоха XIX-XX столетий, эпоха модерна, напоминает Флоренцию или Венецию времени заката эпохи Возрождения в Италии.
Есть книга «Ренессанс в России» (2002). В последние годы ее усиленно читают в Интернете, и запросов «Была ли эпоха Возрождения в России» приходит все меньше. Ренессанс в странах Западной Европы, даже в Италии, проходил в условиях жесточайшей феодально-церковной реакции (не говоря об инквизиции, что повлияло и на классический стиль), в основе которой присутствовали классицизм и барокко (результат воздействия библейской мифологии), с выделением последнего, впавшего в мистицизм, на закате эпохи Возрождения в Италии, но в Испании, в Англии барокко явилось эстетикой Ренессанса, особенно в развитии театра.
Поэтому нет ничего странного в том, что Ренессанс в России начинается с барокко, но без тени смятенья и мистицизма, а празднично. Поскольку ренессансные явления шли по восходящей линии, с переходом к классицизму, а затем к ренессансной классике Пушкина, Карла Росси, Кипренского, Карла Брюллова, Михаила Глинки в Золотой век Санкт-Петербурга.