Обжигали посуду в специальных печах — горнах. Обычно это была вырытая в земле большая яма, обложенная внутри кирпичом. Готовые изделия грузили в арбы, перекладывая их для сохранности соломой, и везли на ярмарку. Как тут не вспомнить «Сорочинскую ярмарку» Гоголя: «Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь миска или макитра хвастливо высказывалась… и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Многие прохожие поглядывали с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей»
Чего только не было в горшечных рядах, где торговали гончарным товаром! Всевозможные горшки — двухведерные для «узвара» (компота), 4−6 литровые «борщевики», 2−3-литровые «кашники», крутобокие макитры для теста и солений, глечики для молока, банки — «слоики» — для варенья, «тыквы» для воды, «барыльця» для вина, горы расписанных затейливыми узорами «червонных» и белых мисок, целые бочки, наполненные звонкоголосыми «свистунами».
Особым спросом пользовалась расписная посуда из Опошни — небольшого городка на Полтавщине. За нее платили вдвое, а то и втрое дороже, чем за любую другую. Изделия опошнянских мастеров можно было встретить в самых отдаленных южных губерниях России, куда их доставляли в обмен на соль и рыбу и где Опошню именовали «столицей украинского гончарства».
В конце XIX в. глиняная посуда начала вытесняться металлической, стеклянной, фарфоро-фаянсовой посудой — фабричной. Но производство ее сохранялось в Опошне и городе Косово в Ивано-Франковской области. И вплоть до развала Союза изделия опошнянских мастеров экспортировались в 20 стран мира и являлись достоянием крупнейших музеев страны.
Время внесло немалые изменения в древнее ремесло. Начали использоваться современные механизмы, иными стали конструкции обжиговых печей, усовершенствован гончарный круг. Но наиболее важные процессы — формовка, лепка и роспись изделий — и сегодня выполняются вручную. Мастера не делают предварительных набросков, а прямо в материале осуществляют свои замыслы.
И среди множества похожих изделий невозможно найти два одинаковых.
Опошнянские гончары — непревзойденные мастера своего дела. Легко и непринужденно вытачивают они на станке и крохотную, высотой не более 4−5 см, посуду — «монетку», и огромные емкостью в 25−30 л, макитры, цветочные горшки и вазы самой сложной формы. Такая свобода владения материалом — результат многолетнего упорного труда. Но дается она не каждому — гончарное дело требует развитого пространственного воображения и тонкого чувства пропорций. Не случайно одних в Опошне величают мастерами, других кличут «горшколепами».
Опошнянские фигурные сосуды в основных своих частях (тулово, ноги, горлышко) также выполняются на гончарном круге. После подушки детали соединяются в определенном порядке. Только тогда мастер приступает к лепке. Быстрыми и точными движениями прорабатывает, насыщает рельефным узором отдельные детали, особенно тулово и голову, проявляя при этом немалую выдумку. В прошлом в фигурных сосудах подавали к столу вина и другие напитки. Со временем они превратились в декоративные предметы, используемые для украшения интерьера. Но по традиции сохраняют все признаки сосуда — полый корпус, носик для слива и ручку в виде хвоста.
Скульптурным сосудам придают в Опошне форму быка, козла, коня, птицы. Но излюбленные образы — баран и лев. Варианты их пластических решений поистине бесчисленны. Делают в Опошне и игрушки: коня, всадника, петуха, баранчика, козла, оленя. Каждая фигурка имеет отверстие в хвосте и маленькую дырочку в боку. Дунешь — свистит! Реже лепят многофигурные композиции на темы народных сказок и преданий.
В Косово охотнее всего делают изделия традиционных форм: широкогорлые кувшины, глубокие столовые миски и плоские настенные «тарели», трехрожковые подсвечники — «трийцы», кольцеобразные сосуды «калачи». Эти вещи имеют конкретное назначение в быту, они знакомы каждому местному жителю.
Среди косовской и опошнянской керамики есть наборы посуды для молочных продуктов, салата, вареников. Тонко найденные соотношения объемов и частей сосудов, выразительный силуэт превращает эти изделия в подлинные произведения искусства.
Все украинские мастера используют для росписи цветные глины-ангобы. Но способы нанесения рисунка в каждом центре свои. В Опошне отформированные на круге и слегка подсушенные изделия обливают жидкой глиной — красной, коричневой или белой, которая создает равномерный фон. После второй подсушки их расписывают с помощью резиновой груши с соломиной на конце, через которую выливается краска.
Каков характер росписи? Обычно это растительный орнамент, компонуемый в виде букета или венка из переплетающихся цветов, гроздьев винограда, колосьев, стеблей, веток. Теплые коричнево-красные краски оживлены вкраплениями зеленого и синего цветов.
Расписывая миски, используют оригинальную технику росписи — «фляндровку». Окунув изделие в красную глину, его помещают на вращающийся круг и, не медля ни секунды, приступают к росписи. Нанесенные на поверхность линии, концентрические полосы, штрихи, точки «растягиваются» в разные стороны медным крючком. Краска тончайшими линиями входит одна в другую, создавая причудливые узоры. «Фляндровка» требует быстрого нанесения рисунка и не терпит каких-либо поправок.
Не менее своеобразны приемы косовской росписи. Затупленным шильцем белая обливка процарапывается до красного черепка. Отдельные элементы «выгравированных» узоров раскрашивают коричневым ангобом, зеленой и желтой глазурями. При обжиге они создают сочные живописные потеки. В орнаментах тут встречаются как растительные, так и геометрические мотивы.
Гирлянды фантастических цветов и листьев опоясывают верхнюю часть тулова кувшинов и ваз. Горлышко украшает орнаментальный поясок-фриз из чередующихся углов и арочек, покрытых легкой штриховкой.
Особый интерес представляют сюжетные росписи гуцульских мисок и «кафлей», в которых очень искусны были старые мастера. Труд, охота, народные гулянья — вот основные темы их творчества. Часто встречаются изображения музыкантов, всадников, гусаров. Опошнянская художественная керамика — это еще и сувенир, который будет напоминать вам о посещении Украины.