Двенадцатилетний капеллан
Жан Кальвин (латинизированная по моде тех лет форма фамилии Ковен) родился 10 июля 1509 года на севере Франции в Пикардии в семье зажиточного буржуа Жерара Ковена, юриста, епископского секретаря. Матери он лишился шести лет отроду. Отец, как выходец из низов, был суров, деспотичен и во всём искал выгоду. Пользуясь своими связями, он устроил сына на место приходского капеллана, а это нижний чин в священнической иерархии. Жан с тщанием и прилежанием учился в школе, и уже тогда блистал своими способностями к наукам. Был робким, необщительным.
Месса не стоит Парижа
В четырнадцать лет Жан был отправлен на учёбу в Париж. Поначалу он слушал лекции лучших профессоров богословия, но вскоре его отец решил, что сыну лучше стать юристом. Два года изучения юриспруденции наложили явственный отпечаток логической строгости на последующие богословские труды и диспуты Кальвина, его законодательную деятельность в Женеве. Блестящий ум, отточенный лучшими крючкотворами Сорбонны!
Даже враги-католики впоследствии признавали его живой и острый ум.
А между тем, над старушкой Европой неудержимо реяли всепроникающие идеи Реформации. Неистовые проповеди Мартина Лютера из Виттенберга будоражили ищущие истины и свободы сердца.
Благочестивый поклонник благонадёжнейшего Эразма Роттердамского подпадает под магию пламенных речей монаха-расстриги магистра Мартина Лютера. Он переживает мистическое «рождение свыше» и обращается в евангельскую веру. «И тогда, о Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по Твоему пути».
А тут начались и первые гонения на протестантов. Христианнейший Франциск I, «король-рыцарь», сжёг в Париже первых шестерых еретиков. Среди них был и друг Кальвина. Спешно, в крестьянской одежде, он покидает Париж, а вскоре и Францию.
Он покидал родную Францию глубокой осенью, когда, как позолота с папских храмов, исчезала листва, когда начинались жестокие бури братоубийственной войны папистов с гугенотами, когда осенние костры сменялись кострами с корчащимися на них еретиками, когда уже начинала надвигаться Варфоломеевская ночь.
Царство Божье в отдельно взятом городе
Через два года, во время своих блужданий по швейцарским кантонам-республикам, он летом 1536-го был проездом в Женеве, и местный пастор уговорил его остаться и нести служение проповедника в Церкви. «Когда я впервые увидел эту Церковь, она представляла нечто бесформенное. Проповедовали — и это было всё. Разыскивали идолов и сжигали их — и в этом заключалась вся Реформация. Всюду господствовал хаос».
Сама по себе идея — ничто. Но когда есть благодатная почва для её произрастания, то она — всё. Кальвин, как теолог и проповедник, тогда уже обладал широкой известностью. Здесь, в Женеве, на берегах Лемана он поучал, наставлял в вере, полагая, что строго следует пути Учителя у Генисаретского моря.
Кальвин был рабом идеи, и великая христианская свобода обернулась в Женеве гонениями на инакомыслящих, пытками и казнями. Граждане Женевы не имели права даже танцевать, распевать неблагочестивые песни, не говоря уже об азартных играх. Все должны были ходить в чёрном. «Женевский папа», не обладая официальной властью, был всемогущ. И, после краткого изгнания из города восставшим плебсом в 1540-м, ещё четверть века железной рукой загонял стадо Божье в загоны благочестия.
«Наставление в христианской вере»
Жан Кальвин оставил необычайно большое письменное наследие. Главный труд его жизни — «Наставление в Христианской вере». Этот труд, полностью опирающийся на Библию и только на неё, поражает своей целокупностью, систематичностью и железной логикой. Ключевые моменты кальвинова учения: спасение только по Благодати Божьей, Предопределение, отсутствие свободы воли у человека. Учение о Церкви отменяет обрядность, избранность священства, церковное Предание и многое другое.
Кальвин ведёт оживлённую переписку со многими правителями Европы и крупнейшими реформаторами.
Юдоль скорбей
Был ли счастлив простым земным счастьем этот мученик идеи? Он был с рождения болезненным и мрачноватым. Он женился в Женеве на вдове анабаптиста, которого успел перед смертью обратить в реформатскую веру. В «приданое» ему достались только трое детей жены, а все дети от их брака умирали в первый же месяц.
После смерти жены он вёл суровую аскетичную жизнь. Изнурённый постоянными непосильными трудами, он умирал в жутких муках, одинокий перед лицом Вечности. Он закричал: «Боже, ты меня уничтожаешь! Но на всё Твоя воля».
Парадоксы кальвинизма
Как сказал великий английский проповедник Чарльз Сперджен, — кальвинизм прост, отточен и неотразим, как меч. Символ кальвинизма — горящее сердце.
Как ни строго пропалывал Божью ниву Кальвин, учение его имени дало совершенно иные плоды. Это учение стало учением христианской свободы. Человек не имеет свободы воли? — значит, он действует во всём хорошем и добром по воле Божьей, а это окрыляет. Предопределение? — если ты предопределён ко спасению, то это видно по плодам твоих деяний, и ты неустанно трудишься на том месте, где поставил тебя Господь.
Кальвинисты — это реформаты Швейцарии и Голландии, пресвитериане Шотландии и США, гугеноты Франции, да и многие баптисты.
Они бежали от гонений, они переплывали на утлых судёнышках, как пуритане на пути в Новую Англию, океаны. Они закладывали новые города и осваивали необъятные земли. И везде их вело Слово Божье, а в самой нехитрой поклаже беженцев была Библия.
500 лет Жану Кальвину. Без малого 500 лет Реформации. «Что есть истина?»