Как литовский князь Довмонт стал православным святым?

Реклама

Довмонт (Daumantas), князь Нальшинайский (Нальшанский), летом 1266 года был вынужден бежать из родной Литвы. Началась обида с того, что родная сестра жены, супруга великого князя литовского Миндовга, при кончине своей оставила весьма странное завещание: чтобы вдовец сочетался браком… с его, Довмонта, женой.

Поэтому и поддался он впоследствии на уговоры жмудского князя Треняты участвовать в заговоре против Миндовга, в результате которого разгорелась война, и князь Нальшинайский лишился родового поместья, войска и княжеского венца. Спасая жизнь, он с тремя сотнями своих людей явился в Псков.

Город переживал тревожное время. После смерти Александра Невского великим князем стал его младший брат Ярослав Ярославич, не обладавший талантами скончавшегося, а в Псков он посадил править своего сына, княжича Святослава, целиком зависимого от отца.

Реклама

Оборона пограничного города его не слишком интересовала, и обеспокоенная этим знать позвала литовского князя-изгоя, о чем в летописи сказано:

«Заратилась Литва между собою… Тогда же князь Довмонт с дружиною своею прибежал в Псков. И крещен был в церкви Троицы, и наречен Тимофеем, и посадили его на княжение в граде Пскове», после чего «дохнула на него благодать Божия».

Тридцать три года правил Довмонт в Пскове, сохраняя согласие с местным вечем, умело защищая город, ставший ему второй родиной. Повторно женившись на внучке Александра Невского, Марии (в схиме — Марфе), породнился с великокняжеским родом и не раз выручал своего тестя, князя Димитрия, из беды, предоставляя, в частности, военную поддержку.

Реклама

Псковский князь был талантливым полководцем и прославился тем, что совершал самые бескровные военные походы. Так, например, отправившись воевать с полоцким князем Герденей с небольшой ратью, взял город без единой потери среди «три девяносто ратных мужей», захватил в плен семью князя и с богатой добычей отправился восвояси. Когда Герденя собрал войско свое и союзников, Довмонт, успевший далеко оторваться от погони, отправил в город обозы с трофеями, а сам с дружиной дождался противника, неожиданным броском напал и разбил наголову. В том бою погиб один-единственный псковитянин, имя которого попало в летопись: «Антоний, сын Лочков, брат Смолигов».

Новгородцы откликнулись на эту победу глубоким уважением к Пскову, и когда великий князь Ярослав позвал их на битву за возвращение своего сына на княжение, отказали ему в этом. Следующий поход на Литву (1267) был тоже бескровным: «много повоевали и вернулись все здоровы». Рейды Довмонта были направлены на то, чтобы оградить Псков, а вместе с ним и северо-западную границу Руси, от набегов воинственных соседей.

Реклама

Знаменитая Раковорская битва (1268) была вызвана тем, что датские рыцари в приморских городах чинили препятствия новгородской торговле. Решено было дать им отпор. Вместе с новгородцами в этом сражении согласились участвовать переяславци, владимирцы, тверичи, ладожане, и конечно, псковичи.

Узнав о том, сколь огромное войско собирается на Руси, немцы прислали парламентариев, которые предложили заключить мир, обещав не участвовать в выяснении отношений с датчанами. Однако, когда объединенная русская дружина подходила к городу Раковору, там неожиданно появилась немецкая рать. Битва была тяжелейшая. Князь Довмонт вместе со своей, а также переяславской и владимирской конницами находился на правом фланге, удар с которого привел к отступлению рыцарских отрядов.

Реклама

В 1271 году, узнав о набеге германского войска на пограничные псковские земли, молниеносно поднял своих всадников в седла, нагнал врага и наголову разбил. С ним было шестьдесят человек, у противника — 800. Через год ливонский магистр решил захватить Псков, но тоже потерпел поражение, несмотря на значительный численный перевес войска.

Много побед одержал этот искусный полководец, а самую последнюю — спасая город в последний год своей жизни (1299). Ранней весной немецкое войско тайно проникло ночью на территорию посада и начало вырезать жителей. Вопреки правилам обороны Довмонт открыл ворота детинца, выскочив из них с дружиной, пропустил посадских людей через ее ряды, встав на пути врага. А наутро бросил на лагерь противника такой яростный удар пехоты, конницы и флота, что рыцари разбежались врассыпную.

Реклама

Не прошло и трех месяцев, как князь скончался во время мора. Тело его положили в храме Троицы, а оружие — над гробом его «на похвалу и утверждение граду Пскову». Вскоре он был признан Православной церковью святым. В XIV веке князю Довмонту уже была посвящена церковь. Предания гласят о том, что и после кончины он помогал городу.

Например, в 1480 году при осаде Пскова стотысячным немецким войском, явился во сне одному горожанину и велел обнести три раза вокруг городских стен покров со своего гроба с крестами. После того, как эти действия были совершены, немцы отступили. В 1581 году, когда Псков осаждало войско Стефана Батория, после явления Довмонта-Тимофея вместе с другими угодниками была написана служба.

Память истории сохранила образ князя не только как доблестного воеводы, но и как справедливого, щедрого правителя, усердного христианина. Памятью о нем служат и те храмы, что он построил, и каменная стена, что зовется Довмонтовой, а за нею находится территория, что до сих пор называется Довмонтовым городом. Но вот зачем соревнования по фитнесу и бодибилдингу назвали Кубком Довмонта, я не понимаю.

Реклама