Очень личными они были и для молодого скульптора. Микеланджело буквально воевал со статуей: «Давид» с пращой, я с луком — Микеланджело". Но, может быть, это не вражда, а горделивое соперничество? И Давид, и архангел Михаил (перевод имени Микеланджело) считались святыми воинами. Первый, согласно библейской легенде, в юности защитил свою страну от чудовищного великана Голиафа, второй воевал с самим духом зла — Сатаной. Создавая статую, Микеланджело ощущал себя воином Добра.
«Давид» стал самой большой скульптурой Микеланджело. Высота его более 5 м. Величина статуи еще не достоинство, но как она усложняет работу скульптора!
В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им.
Вот он, этот Гигант, как прозвали его современники. Легко и свободно стоит он на каменистой земле, опираясь на правую ногу и подняв левую руку к плечу. Красивую голову с густой шапкой волос и необыкновенно правильными чертами лица повернул влево. Брови слегка нахмурены. От всей фигуры веет зрелой ясностью духа. На юность героя намекают только особенная стройность тела и непропорционально крупные, как у подростка, кисти рук. Величавая суровость гармонически сочетается в «Давиде» с гибкостью совершенного тела с демонстрацией свободного и раскованного мужества.
Этому шедевру 505 лет, но история статуи началась раньше, задолго до Микеланджело. Еще в XIV в. великий живописец Джотто, бывший одним из строителей флорентийского собора, изобразил его с мраморными статуями на крыше. За 100 лет до «Давида» Микеланджело решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового «Давида». Скульптура показалась мала, и попечители собора продали ее флорентийскому правительству за ненадобностью.
Но как поднять на высоту большие статуи? Донателло и Брунеллески думали сделать их из легкого дерева, обитого для прочности металлом, и выкрасить под мрамор; предлагали и другие материалы.
Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий. Наконец, флорентийцы понадеялись на мощь новой техники, и в середине XV в. была заготовлена огромная мраморная глыба для первой фигуры. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо. За всю жизнь он не создал ни одной статуи, только рельефы, но часто помогал Донателло в подобных работах. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер, и глыба осталась лежать полвека, пока не нашли скульптора, которому можно было доверить такой труд. Им стал Микеланджело.
Еще полвека спустя писатель и художник Вазари описал всю историю иначе. Он пользовался устными рассказами, к тому же и собственная память иногда подводила. Так что в его замечательных «Жизнеописаниях», которые многие хорошо знают и любят, часто встречается путаница. У Вазари сказано, что глыба считалась испорченной, и Микеланджело выпросил ее как ненужную, а потом удивил готовой статуей. Добавлен даже анекдот о том, как глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос Давида. Микеланджело притворился, что укорачивает, а правитель тут же сказал: «Теперь хорошо». Все это лишь легенды.
К 1501 г., когда Микеланджело начал работать над статуей, он был уже автором таких шедевров, как рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», созданное в Риме «Оплакивание» и «Мадонна», тогда же попавшая в Бельгию. Поэтому руководство собора выбрало его для столь ответственной работы и доверило ценный материал.
Только, когда Микеланджело закончил своего Гиганта и оказалось, что поднять его на крышу не удастся, попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли, Леонардо да Винчи и Сангалло, нашла ей удачное место на площади перед Палаццо Веккьо — дворцом флорентийского правительства. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи, и 8 сентября 1504 г. «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. В 1873 г. его перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию.
Лишь одна особенность напоминает о первоначальном замысле поставить «Давида» на крыше: вырисовываясь на фоне неба, верхняя половина статуи казалась бы мельче, чем на другом фоне. Учитывая это, скульптор слегка увеличил ее, что не очень бросается в глаза. Поставленный в центре Флоренции «Давид» стал восприниматься как патриотический символ — образ защитника города.
В средние века библейского царя Давида изображали музыкантом: он считался автором божественных песнопений-псалмов. Но в XV в. флорентийские художники предпочли видеть его воином. В мраморной статуе Донателло он уже держал пращу.
Знаменита и другая, небольшая бронзовая скульптура, где пожилой уже Донателло показал Давида без всяких доспехов. Юноша стоит обнаженный, задумчиво наступив на отрубленную голову великана. Одной рукой опирается на меч, а другой держит камень для пращи. На голове его пастушеская шапочка, из-под которой рассыпаются длинные кудри. По легенде, до битвы с Голиафом Давид был пастушком. В бронзовой статуе Вероккио, учителя Леонардо да Винчи, юный герой, одетый как принц, тоже изображен с головой Голиафа и мечом.
Микеланджело наделил Давида только грозным взглядом да пращой, перекинутой за спину. Праща проходит сверху вниз от левого плеча к правому бедру. Опущенной рукой Давид подхватил ее нижний конец с рукояткой в виде короткого круглого стержня, который по ошибке принимают за камень. Но камня в руках его нет.
Донателло и Вероккьо подчеркнули, каждый по-своему, удивительность победы. У одного юноша относится к чуду скромно, с трогательной покорностью, у второго — горделиво. Но Давид у Микеланджело победит не чудом, а ясностью и силой своего духа, ловкостью развитого тела и полным сознанием нравственной правоты. У Донателло нагота Давида означает почти безоружность. У Микеланджело она выявляет легкость позы, оттеняя его духовную силу. Внутренняя собранность ощущается во всей фигуре, особенно в зорком взгляде, но тело не напряжено. Давид стоит спокойно и свободно. Это первый большой образ героической наготы в скульптуре после античности.
Оказавшись «гигантом» почти случайно (на высоте статуя не поражала бы величиной) «Давид» Микеланджело с самого начала был Гигантом по внутренней значимости. Он воплотил в себе идеал гармонической уравновешенности и красоты в сочетании с величием и пафосом патриотизма.