В Баку, как и в любом восточном городе, еще сохранилось много памятников. Но меня особенно поразила знаменитая крепость «Ичери шехер» (Внутренний город) — так называлась старая часть Баку, окруженная каменной крепостной стеной XII века с башнями и бойницами. Ее архитектурный облик отличается неповторимым своеобразием: узкие улочки, на которых порой с трудом могут разойтись два встречных всадника (не говоря уже об автомобилях).
Невысокие двух- и трехэтажные дома, часто очень оригинальные, как нельзя лучше приспособленные к местным условиям. Чем-то напоминало улочки старинных восточных городов, но не было таких, совсем закрытых высокими дувалами дворов. Конечно, лучше всего представить себе это по известному кинофильму «Аршин Мал Алан», где прекрасно показано, каким был Баку конца Х1Х века.
Городская крепостная стена опоясывала город двойным кольцом. Между стенами в прежние времена был промежуток, у подножия — ров, наполнявшийся водой с помощью специальных приспособлений. Строительство стены относится ко времени правления ширваншаха Манусехра (1120−1149). Она была по тем временам мощным оборонительным сооружением древнего города. Толщина кладки достигала двух метров. По периметру стены, увенчанной зубцами, несколько выступающих вперед башен. Когда-то в город вели пять ворот, три из них — со стороны моря.
Примерно в середине XIV века крепость потеряла свое оборонное значение и стала тесной для развивающегося города. С этого времени стали застраиваться прилегающие к крепости территории, получившие в совокупности название «Байыр-шехер» (Внешний город).
В обращенной к Каспийскому морю юго-восточной части города возвышается древняя легендарная Девичья башня. Необычность Девичьей башни, которая с периода её возникновения не имеет аналогов ни в средневековом, ни в более позднем строительстве, как в Закавказье, так и на всем Ближнем и Среднем Востоке, вызывает много разноречивых предположений о её назначении и датировке. С глубокой древности Девичью башню окружал ореол легендарных сказаний.
Наиболее популярна следующая легенда: в древности один овдовевший владетель города Баку решил жениться на своей дочери. Та, придя в ужас от предстоящего брака, поставила условие — построить для неё башню. Когда башня была построена, то она, в одном варианте, заперлась в ней, а в другом — бросилась с её верхней площадки в море. Существует еще несколько более романтических историй-легенд, возникновения этой башни.
В 1925 году Азербайджан по приглашению «Общества обследования и изучения Азербайджана» посетил известный бомбейский учёный-зороастриец профессор Дж. Дж. Моди. Он утверждал, что в древних парсийских текстах говорилось о храмах Огня на побережье Хазарского (Каспийского) моря. Он посетил Девичью башню, которую считал древним Аташкаде (храмом огня), и высказал предположение об архитектурном сходстве башни с храмом огня, обнаруженным при раскопках древнего города Таксилы, недалеко от Равалпинди (Пакистан). Но предположение Моди так и осталось непроверенным.
Башня необычной формы возвышается на скальном грунте, высотой 28 метров. Восемь этажей башни могли вместить одновременно 200 человек. Здесь же находится колодец, проложенный с третьего этажа. Таким образом, осажденные снабжались водой, к которой враг не имел доступа.
Другой древний памятник Баку — мечеть «Сынык-кала» (1078). Это небольшая по размерам мечеть с минаретом.
Дворец ширваншахов, относящийся к XV веку занимает большую территорию вместе с тремя дворцами-террасами. В этот комплекс входит восемь сооружений: Диван-ханэ (государственный совет), жилое здание, мавзолей Сеида Яхъя Бакуви, восточные ворота, дворцовая башня и водохранилище. Здание дворцовой мечети-усыпальницы ширваншахов построено таким образом, что внутри образует уютный дворик. Она построена в 1435 году, богато декорирована изображениями ветвей олеандра. Медальоны на портале каплевидной формы, с арабскими письменами, в которых, как говорят, зашифровано имя зодчего Мухаммеда Али. Надпись читается только в обратном, зеркальном отражении.
Здесь же находится дворцовая мечеть, построенная в 1141 году. Она имеет три входа: шахский, для знати и для женщин. В центре ниша — мехраб, прилегающая к южной стороне, ориентированная на Мекку — главную мусульманскую святыню. В зале под куполом мечети вмонтированы четыре больших глиняных кувшина. Благодаря им, создавалась особая акустика, и все молящиеся хорошо слышали слова молитвы.
В 70-х годах ХIХ века Баку посетил известный художник
Баку — это не только современный город, но и замечательная восточная сказка, которая живет в его памятниках древней истории.