Вначале оно было неодобрительно встречено официальной критикой, но спустя некоторое время стало широко пропагандироваться в странах Запада, а отрицательное отношение к нему считалось дурным тоном. Что же действительно нового принесло это направление в искусство?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, как и почему происходят смены разных художественных эпох. Сравните
Переход от одной художественной эпохи к другой определяется, прежде всего, изменением самой действительности, влияющей на перемены в духовном мире человека. Что бы ни рисовал художник — от натюрморта до исторического полотна, его изображение будет художественным, если в нем мы видим жизнь человеческого духа.
Когда художник живет в эпоху светлого, гармоничного восприятия действительности, как это было, например, в «Золотой век» Перикла в Древней Греции, то он с любовью изображает то, что видит, и его произведение несет радость эстетического наслаждения. В мрачное же для общественного сознания время, когда отдельная личность, в том числе и самого художника, унижена, раздавлена, прекрасное в творчестве угасает.
Например, античное искусство эпохи заката Римской империи было упадком по сравнению со светлым и гармоничным искусством Древней Греции. Но это не означает, что в сложный исторический период художнику нужно сложить кисти и заняться другим, более отвечающим духу времени делом. Мир разумен в своей основе, и разглядеть истинный смысл происходящего, несмотря на упадок в духовной жизни общества, задача настоящего художника.
Важно, во имя чего живописец, скульптор или график берется за кисть, резец или карандаш. Подлинный творец не изображает лишь красивую сказку. Могут быть использованы различные формы, но первый признак настоящего искусства — воздействие на сознание зрителя посредством созданных художественных образов, правдивое отражение реальности. Образ как единство общего и конкретного.
В чем же сущность той революции в искусстве, которую проповедуют теоретики модернизма? Модернистские направления и течения объединяет неприязненное отношение к лучшим образцам искусства прошлого. Модернизм во всех его разновидностях (кубизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, фотореализм и прочие) — это принципиальный и сознательный отказ от основного в художественном процессе — создания художественного образа. Если сказать проще, то модернизм — это разрушение искусства, чего не скрывают даже его теоретики. Например, один из популярных эстетиков Запада писал, что произведение только тогда может стать художественным, когда оно есть саморазрушение.
Чем же объяснить, что талантливые художники, которых немало среди модернистов, занялись проповедью разрушения и распада? В начале ХХ века на выставках стали появляться непонятные, уродливые, раздражающие произведения. Обыватели не приняли их всерьез, они считали, что художники просто дурачат зрителей. Но приверженцы зарождавшегося «нового искусства» хотели бросить вызов обществу и его массовой культуре. Все казалось им безумным и бессмысленным, и потому они стремились выразить в произведениях «тотальное», всеобщее безумие. Чтобы изобразить мир как всеобщее безумие, модернист должен был отказаться от образа в творчестве, а вместе с тем и от подлинного искусства в целом, разрушить его.
Представьте себе известную работу «Черный квадрат» К. Малевича, основателя так называемого супрематизма, одного из направлений абстрактной живописи. Неискушенный зритель не увидит в нем ровно ничего. Во всяком случае, такое изображение ему не придет в голову считать художественным, гораздо больше оно напоминает несложное геометрическое построение.
Картина К. Малевича рассчитана на определенный эффект. Если перед человеком поставить чайник и сказать, что это сапоги, он удивится. Если вместо изображения жизни поместить черный квадрат, удивление будет еще больше. Конечно, зритель опять может сказать, что его дурачат, махнуть рукой и забыть об этом. Но приобщенный к чудесам современной цивилизации человек станет искать какой-то смысл, скрытый художником. И может найти его.
Во-первых, «Черный квадрат» отрицает традиционный способ изображения. И так как художник-модернист объявил свою работу новым и прогрессивным, то иной способ изображения является устаревшим. И получается, что искусство старых мастеров никуда не годится и его нужно отбросить как хлам. Но это еще не все, что может поведать «Черный квадрат». Зритель вместо изображения человеческой жизни видит черную пустоту. В его сознании может возникнуть впечатление, что жизнь так же пуста и бессмысленна, как этот черный квадрат. Это уже мировоззрение, имеющее, несмотря на всю свою нелепость, поклонников и теоретиков. Выходит, что «Черный квадрат» далеко не лишен содержания. Но оно заключается именно в отсутствии художественного содержания.
И сегодня практически во всех «крутых» фирмах и компаниях, во многих общественных местах можно увидеть работы модернистов. Почему? Попробуйте найти ответ на этот вопрос… Возможно, именно отсутствие точного ответа и является модернизмом.