Казалось бы, корни происхождения этого предмета мужской экипировки стоит искать в Германии, ведь само слово происходит от немецкого Halstuch,
Император даже вынужден был издать правила пользования галстуком, в коих указывалось, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». С тех пор и придуманы были для наименования предмета туалета, насильно внедряемого, выразительные названия типа «удавка», «петелька», «змеюка».
Впрочем, современные галстуки действительно произошли от шейных платков, и самые древние из них — тех, что найдены археологами на сегодняшний день, относятся к III веку до н.э. А обнаружены они в Китае. Следующая ступень истории галстука относится к временам Римской империи: легионеры носили шейные платки, дабы не натирать шею о пластины доспехов. Память об этом увековечена в Троянской колонне, воздвигнутой в Риме еще в 113 году, где в мраморном изображении воина вырезан завязанный узлами вокруг шеи платок «фокалес».
Но Рим рухнул, образ легионеров, казалось, стерся из памяти европейцев… Ан нет, оказывается! Во-первых, эту традицию унаследовали румыны. Во время тридцатилетней войны в составе войска, прибывшего в Париж, чтобы поддержать французскую корону, оказались хорватские конные подразделения, и всадники в красочных шейных платках вызвали интерес французов. Эти платки были украшены мелкими и крупными кистями, концы, завязанные розеткой, свисали на грудь.
То ли на дворцовом приеме, то ли на торжественном параде по поводу ратной победы эти необычные аксессуары привлекли внимание Людовика XIV, и король-солнце, известный любитель украшений, присмотрел для себя новый способ для этого. Он будто бы сразу же поручил Франсуа Мишелю Ле Телье, маркизу де Лувуа, добыть несколько шейных платков в течение суток (вот до чего приглянулись!). Впоследствии Его Величество даже завел специальную должность «галстучного» с соответствующими обязанностями.
Во Франции галстук получил название сravate, и на сей счет тоже существует любопытное предание: французы показывали хорватам на их шейные платки с вопросом: «Что это такое»? А те, полагая, что интересуются, кто они такие, отвечали: «Хорват». А затем сravate перекочевало в и другие языки.
В Париже новый штрих в «галстучной истории» добавила небезызвестная красавица-герцогиня Луиза де Лавальер. Будучи одной из фавориток короля, она любила вертеть в руках модный предмет туалета, и однажды додумалась до того, чтобы завязать его в форме бабочки. Ноу-хау получило название бант «Лавальер» и оказалось живучим во времени: галстук-бабочка существует в моде и поныне. Затем был еще платки «инкройябл», сложное сооружение, драпирующее шею до самого подбородка с замысловатыми узлами. Англичане назвали их «салфеточной модой», живым воплощением которой стал легендарный лорд Джордж Брайан Брёммель.
Именно они, англичане, открыли и аккуратно заполнили новую страницу эволюции галстука, сопровождавшую изменение фасона мужских сорочек. В последней трети XIX века вместе с распространением отложных воротничков в моду вошел длинный цветной галстук, получивший название «регат» или «four-in-hand» (термин, обозначавший управление четверкой лошадей), а затем и «пластрон» — платок, который обвязывался вокруг шеи, а на груди крепился узлом и закалывался булавкой.
Наконец, в 1924 году веское слово в моде на галстуки раздалось из-за океана. Американец Джесси Лангсдорф запатентовал «идеальный галстук», сшитый из трех скроенных по косой лоскутов ткани. Так он и шьется до сих пор.