В то же время образ вполне оправданный, а все города, которые относят к Золотому кольцу, имеют достаточно оснований на включение в золотой туристический фонд страны. Увы, зачастую не за уровень сервиса и развития туристической инфраструктуры (развивается, этого не отнять, но еще работать и работать). Но — бесспорно — за свои достопримечательности и след в отечественной истории.
Начнем с самых азов. В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего значимых с культурных и исторических позиций достопримечательностей.
Маршрут был таким: Москва — Сергиев Посад (в те времена Загорск) — Переславль Залесский — Ростов — Ярославль — Кострома — Иваново — Суздаль — Владимир — Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» (по некоторым версиям, встречающимся в Интернете — в «Советской России») цикл очерков об этих городах под общим заголовком
Резонанс этого печатного слова слышен и поныне. А началось все с того, что по следам Ю. Бычкова проложили автобусный маршрут (или, как нынче говорят, тур), взяв им же придуманное название. И благополучно катали советских граждан и иностранных туристов вплоть до самого перехода к рыночным отношениям. Восемь дней туристам отводили на Москву, еще восемь — по дню на каждый из перечисленных городов. Как утверждает автор одного из недавно вышедших путеводителей по Золотому кольцу, маршрут оказался золотым и в том плане, что обеспечил стабильный приток валюты в казну. Ведь нефть и газ в раннебрежневские годы еще не имели для отечественной экономики такого значения, какое получили уже в скором будущем и сохраняют поныне.
Потом настали новые времена, и туроператорская деятельность перестала быть монополией государства. Несколько расширить рамки раскрученного еще в советские времена и устоявшегося в мозгу потребителя бренда представилось удачным маркетинговым ходом. И впрямь, почему бы не подать под этим соусом однодневную поездку, скажем, в Углич, в традициях советского туризма больше известный как место стоянки круизных теплоходов? Город красивый, достойных внимания достопримечательностей порядком, а след в истории — вряд ли кто поспорит! А Александров? Сам по себе городок не очень впечатляет (а разве в Ярославле или Иваново советской застройки нет? Да она и в Праге имеется!), но кремль — гнездо опричнины — увидеть не повредит.
Кстати, об Угличе и круизах. Случается, что турфирмы предлагают под названием «По Золотому кольцу» круиз по Волге и Оке, вообще-то именуемый «Московской кругосветкой»: Москва — Калязин — Углич — Рыбинск — Ярославль — Кострома — Плёс — Нижний Новгород — Павлово — Муром — Касимов — Рязань — Константиново — Москва. Как видите, из классического Золотого кольца два города, ну еще Плес можно притянуть за уши, ну и начинается и заканчивается маршрут в Москве. Хотя остальные пункты стоянок от этого менее достойными внимания туриста не становятся.
Некоторые отечественные туроператоры, впрочем, отдают дань традиции. Классический советский маршрут частично узнаваем в предложении некоторых из них, именуемом «Малым золотым кольцом»: недельный автобусный тур по тем же городам, по которым проехал Ю. Бычков, а затем возили туристические группы. Не хватает только восьми дней, которые отводились на Москву. Столица теперь стала лишь стартовой и финишной точкой маршрута. Ну да ориентирован он, в первую очередь, на москвичей, свой город видевших и так.
Зато в «Большом золотом кольце» у того же туроператора оказались Нижний Новгород, Рязань, Касимов, Константиново, Муром. А кое-кто предлагает под все той же маркой Золотого кольца однодневные выезды в Тулу или, например, Тарусу. И что? Туристы ездят, достопримечательностями интересуются, деньги платят. Чего еще надо?
Есть и другие варианты эксплуатации бренда «Золотое кольцо», более щадящие его первоначальное наполнение. Например, недавно появившийся маршрут «Золотой венец России». Разработчики проложили его сначала через родные места Минина и Пожарского, а затем по пути, которым созданное ими народное ополчение двигалось к Москве: Суздаль — Владимир — Южа — Холуй — Палех — Борок — Святоезерский монастырь — Нижний Новгород — Балахна — Юрьевец — Кинешма — Плес — Кострома — Ярославль — Ростов Великий — Борисоглеб — Варницы — Переславль-Залесский — Сергиев Посад. Стартовая и финишная точка — все та же Москва. Как легко убедиться, этот маршрут частично затрагивает и города из классического Золотого кольца, да еще с окрестностями.
Ну, а теперь возьмем любой путеводитель по Золотому кольцу, изданный в последнее время, и сравним перечень городов с перечисленными: вряд ли там найдутся не попавшие в нитку того или иного из упомянутых маршрутов. И авторов с издателями можно понять: направление раскрученное, популярное, бренд узнаваемый. А все это — высокая конкуренция. Ну и какой путеводитель купит читатель при прочих равных условиях? Правильно — скорее тот, где мест больше (конечно, при условии, что расписаны все они нормально).
А ведь перечень достойных внимания туриста мест в ареале, охваченном самыми широкими рамками Золотого кольца, всеми упомянутыми здесь далеко не исчерпывается. Например,
Вот такое удачное получилось название. Смогут ли так же прижиться такие явно производные от него «Золотой венец» или еще одно нововведение совсем уж последнего времени — «Серебряное кольцо» (вполне самостоятельный маршрут по Северо-Западу и Русскому Северу: Великий Новгород, Псков, крепости и монастыри Ленинградской области, Вологда и область, Соловки)? Но в названии, согласитесь, прослеживается, откуда растут ноги, да и кольцевой тур по такому маршруту проложить проблематично… Что ж, поживем — увидим.