Через три года на российской сцене была показана опера Вильгельма Наполеоновича Гартевельда «Песнь торжествующей любви» по мотивам произведений
Из всех российских городов особого отношения
Газета «Сибирский листок» летом 1908 года сообщала о приезде господина Гартевельда в Тобольск, «игра которого на рояли так понравилась тоболякам, когда он был здесь недавно с оперными артистами…». Возвращаясь из путешествий, Вильгельм Наполеонович давал концерты, на которых исполнялись собранные и обработанные им произведения каторжного фольклора, и с этой целью организовал в Москве ансамбль, а затем выпустил книгу «Каторга и бродяги Сибири».
В 1910 году он подготовил спектакль «Песни каторжан в лицах», премьера которого должна была состояться с саду «Эрмитаж», но за несколько дней была запрещена цензурой. Не поддавшись унынию в результате этой неудачи, Вильгельм Наполеонович продолжил свою деятельность по пропаганде песен политкаторжан и ссыльных. В 1912 в больших залах Благородного собрания Петербурга и Москвы, а затем и в других городах провел циклы «Исторических концертов», в которых исполнялись собранные им «песни времен нашествия Наполеона».
Не приложи Гартенвельд своих стараний, не знали бы мы сегодня ни «Славное море, священный Байкал», ни знаменитого «Кандального марша», ни «О чем задумался, служивый». Печально, конечно, что в Российском государственном архиве фонодокументов добрая половина этих песен не поддается воспроизведению, хотя кое-что из записей все же сохранилось.
А потом грянула революция, и Вильгельм Наполеонович, так неустанно собиравший музыкальное наследие политкаторжан, покинул Россию навсегда, отбыв сначала в Константинополь, а затем — на родину, в Стокгольм, где и скончался в 1927 году. А собранные им песни до сих пор звучат!