Плакат «Родина-мать зовет!»: как агитка стала шедевром?

Реклама

«Портрет жены художника» — достаточно распространенное в искусстве явление. Сотни живописцев всех времен и народов с упоением воплощали на холстах образы своих возлюбленных — нежных и грациозных, задумчивых и мечтательных, взбалмошных и темпераментных, кокетливых и игривых… Но лишь один из них оказался по-настоящему близким и родным для миллионов людей. И даже более того: он внес свою лепту в мировую историю.

Советский художник Ираклий Тоидзе — грузин по происхождению — был женат на красивой русской женщине по имени Тамара. Земляки мужа обращались к ней весьма почтительно: Тамара Федоровна. 22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич работал в своей мастерской над репродукцией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» — только и вырвалось у нее.

Реклама

Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать!.. «Стой так и не двигайся!» — попросил Тоидзе и тут же стал один за другим делать наброски.

По воспоминаниям сына художника — Александра Тоидзе, его отец очень любил поэзию Андрея Белого и даже подчеркнул карандашом в томике стихов строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать». Подчеркнул — значит, запали в душу. Запали — значит, рано или поздно должны были прорасти чем-нибудь: настроением, озарением, вдохновением. И проросли же!

Реклама

Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах — на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок — рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу — иконке с образом Божьей матери.

Реклама

Писатель Виктор Суворов выдвинул против истории создания плаката, бережно передаваемой в семье Тоидзе из поколения в поколение, свои контраргументы. В книге «День „М“» он утверждает, что «Родина-мать» была создана и размножена еще до начала войны. Насколько достоверна подобная информация, сложно судить. Зачем тогда потомкам художника упрямо отстаивать версию спонтанного рождения композиции? Ведь можно было бы гораздо успешнее попиариться на байках под грифом «Секретные материалы» и рассказать о том, как из-под кисти прославленного мастера однажды вышла государственная тайна особой важности.

Впрочем, исследователи расходятся и в трактовке композиции плаката. Некоторые из них считают, что приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери — характерный жест эмоциональных женщин-грузинок. Он означает «все сюда!», «ко мне, за мной!» и, возможно, был перенят у них и Тамарой Федоровной. По мнению других, рука скопирована с французского агитационного плаката периода первой мировой войны. Третьи и вовсе уверены в том, что в качестве основы для своего произведения Тоидзе использовал образы с плакатов Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» и американского художника Джеймса Флагга «I WANT YOU FOR U.S. ARMY». Не забыт также Эжен Делакруа с его знаменитой картиной «Свобода, ведущая народ» (1830), где он запечатлел национальный символ Франции — Марианну.

Реклама

Как бы там ни спорили маститые искусствоведы о смысловом и композиционном решении плаката Тоидзе, в одном они сходятся: агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.

С последнего десятилетия прошлого века плакат снова стал невероятно востребованным. Его взяла на вооружение быстро развивающаяся, сметливая и продвинутая рекламная индустрия. Женщина в ниспадающем с головы платке теперь звала на распродажи с беспрецедентными скидками и на церемонии открытия новых торговых центров.

Реклама

Если не ошибаюсь, в каком-то из дальневосточных городов открыли крупный автосалон, специализирующийся на продаже японских машин. Назвали соответственно: «Япона-мать». Каким «креативом» сопровождалась рекламная кампания, думаю, вы уже догадались. Местные ветераны не вынесли такого глумления над плакатом и в оскорбленных чувствах подали заявление в суд. Не помню, взыскал ли судья с владельцев салона что-нибудь за аморалку, но все свои креативные баннеры им пришлось снять.

Так что не надо путать патриотизм с коммерцией. Жизнь в любом случае все расставит по местам.

Реклама