Пушкин достаточно серьезно относился к всевозможным талисманам, и у него на протяжении всей жизни недостатка в них не было. Один из самых известных — перстень-печатка с сердоликом. Безделушку подарила русскому гению
Л. Звягинцев в очерке «Перстни-талисманы» писал о том, что второй точно такой же перстень носила сама Воронцова. Она запечатывала им свои любовные письма, адресованные поэту. А ее подарок Пушкину экспонировался на выставке в Петербурге в 1880 году. Один из посетителей оставил следующее описание перстня: «Это крупное золотое кольцо витой формы с большим камнем красного цвета и вырезанной на нем восточной надписью». То есть на портрете Тропинина Пушкин, скорее всего, изображен с талисманом от Воронцовой. Просто камень с надписью, по всей вероятности, оказался повернутым в другую сторону.
Перед смертью Пушкин подарил этот перстень Василию Жуковскому. «Наследник» также очень дорожил кольцом и носил, практически не снимая, рядом с обручальным. А впоследствии сын Жуковского передал талисман Ивану Тургеневу. Желая укрепить традицию передачи кольца лучшему продолжателю пушкинских традиций, Тургенев просил после своей кончины преподнести его графу
В XIX веке подбирать себе камни-символы было модным. Увлечение захватило всю знать Москвы и Петербурга. Книги с описанием магических свойств минералов назывались лапидариями и расходились внушительными для того времени тиражами. К ювелирным изделиям с природными камнями люди часто относились именно как к талисманам, а не как к украшениям. И Пушкин не являлся исключением. О перстнях поэта и при его жизни ходили легенды, а после его смерти все заволокла густая дымка мистики.
Самым первым перстнем-печаткой поэт обзавелся в период общения с масонской «Зеленой лампой». Каждый участник группы имел печать в виде античного светильника. Под такой меткой ходила вся внутренняя почта. Сохранилось всего одно письмо Пушкина, запечатанное масонской печаткой. Но куда потом делся сам перстень, из какого металла он был сделан и рассматривал ли его Пушкин как талисман — неизвестно.
Не расставался он и с другим кольцом — золотым перстнем с изумрудом квадратной формы. История его появления у поэта покрыта мраком. Возможно, он сам заказал его для себя лично или купил. Этот перстень также заметен на тропининском портрете и так же, как и сердоликовый, удостоился чести зваться талисманом. Некоторые исследователи творчества Пушкина даже считают, что стихотворение «Храни меня, мой талисман» посвящено этому перстню, а не подарку
К тому же Пушкину, рожденному под зодиакальным созвездием Близнецов, он подходил гораздо больше, чем сердолик. Ведь изумруд издавна считается камнем поэтов и художников, своеобразным «генератором» вдохновения. Его «унаследовал»
Тонкое кольцо с бледным сердоликом, на котором изображены три херувима, садящиеся в лодку, перешло в семью князей Волконских. В 1915 году внук княгини
А в кольцо с бирюзой, полученное от
«Моя гнусная бирюза» — так называл Пушкин и браслет, украшенный, как выяснилось в дальнейшем, не бирюзой, а зеленой яшмой. Его он преподнес в дар Екатерине Ушаковой, но ревнивый жених барышни безжалостно сломал безделушку. После смерти поэта отец Ушаковой велел вырезать на тыльной стороне камня его инициалы и вставить в кольцо. Дальнейшая судьба пушкинской яшмы неясна.
Возможно, у Пушкина были и другие талисманы-украшения, но никаких сведений о них не сохранилось.