Цыганские лохмотья - почему же «живописные»?

Реклама
Профессионал

Ах, сколько русских авторов их упоминали, эти «живописные лохмотья»! Но тот, кто видел в жизни ободранных цыган, особой живописности в этом зрелище не находит — обычная заношенная одежда, когда-то купленная на рынке. О чём же вздыхали писатели XIX века?

Для многих читателей будет открытием, что кочевые цыгане России XIX века были щёголями и любили принарядиться. Каждый русский крестьянин мог бы описать, как изящно и разнообразно повязывают цыганки большие шали-плащи и головные платки, какие у них «барские» воланы на рукавах и юбках. Конечно, от кочевой жизни даже самая нарядная одежда быстро снашивается, протирается, застирывается и выгорает, рукава и подолы покрываются прорехами. Однако не эти лохмотья привлекали внимание русских классиков.

Реклама

Как известно, традиционно кочевые цыганки не только гадали, но и «просили» по дворам. На такое дело выходить в нарядном костюмчике из тех, что любили, например, русские цыганки, как-то не очень прилично, не находите? Так же считали и цыганки. Поэтому для посещения деревень создавалась специальная «униформа». Конечно, логичнее всего было бы сохранять сносившуюся одежду и переодеваться в неё — или ходить в том, что есть, если оно уже достаточно порвалось и затёрлось. В общем-то, так часто и делали. Однако склонные к щёгольству цыганки придумали гораздо более интересный способ, позволяющий создавать общее впечатление бедности и при этом не носить настоящих лохмотьев.

Реклама

Один из фасонов, разработанных с этой целью, «чибэнца», был заимствован современными модельерами и активно ими используется. Делался он так: подол юбки, низ рубахи или край рукава (или всё сразу) аккуратно нарезался треугольничками, которые назывались «чиба», т. е. «язычки». Размер «язычков» зависел от конкретной таборной моды, и мог быть довольно маленьким (с основанием сантиметров 3−5), и крупным (так, что весь широкий подол юбки умещался в 6−8 «язычков»). Такой фасон давал иллюзию оборванной одежды, особенно на складчатой юбке. Общее впечатление оборванности придавала и бахрома цыганских шалей, сама по себе похожая на растереблённый, залохматившийся край поношенной одежды.

Реклама

Активно использовалась для достижения цели форма ворота. Надо сказать, даже самые обычные для цыганских женских рубах глубокие запашные вороты, открывающие при движении грудь, в России ассоциировались с рубищем нищенок, которое бывало разорвано до пупа. Цыгане, перенявшие русскую стыдливость, придумали другой дизайн: не глубокий, а широкий и узкий. Такой ворот отлично скрывал грудь и в то же время постоянно соскальзывал с центральной позиции, ассиметрично открывая то одно плечо, то другое, как бывает с порванными рубахами нищих. Выглядело это, по меркам XIX века, весьма эротично и настраивало мужчин-наблюдателей на самый романтический лад.

Интересно имитировали лохмотья цыганки-котлярки (их мужья зарабатывали на жизнь не меной коней, как у русских цыган, а ремонтом и изготовлением медной посуды). Для этого они издевались над рукавами женских рубашек.

Реклама

Для издевательства внешний шов рукава (обязательно широкого) на женской рубашке не зашивался, превращаясь в разрез по всей длине. Оставленные в таком виде рукава живописными складками свисали с плеч. В дизайне таких рукавов могли быть вариации. Например, края разреза могли обшиваться тесьмой другого цвета. Могли соединяться через крупные промежутки, попросту сшиваясь в этих местах, соединяясь полосками ткани или же при помощи пуговиц. В промежутки при этом, как в прорехи, выглядывала кожа. В случае с пуговицами их можно было попросту расстегнуть, так, чтобы рукава свисали, как в описании выше.

В результате всех этих приёмов псевдолохмотья выглядели настолько кутюрненько, что цыганки стали носить их и в повседневной жизни, а писатели называли их не иначе, как «живописные».

Вот и вся история!

Реклама